Меню

Как писать проект про собаку

Исследовательская работа с презентацией «Домашнее животное. Собака», 4 класс

Обработав данные анкет и побеседовав с одноклассниками, я наметила те направления, по которым мне хотелось бы просветить одноклассников, обогатить, а может быть, даже изменить их представления о собаках. (слайд — На экран проецируется запись целей и задач).

Начала я с презентации, в которой рассказала о популярных мульт и кинособаках. (слайд — На экран проецируется фото с кадрами из фильмов). Мультяшных собак назвали все, а вот киношных героев назвать не смогли. Больше всего ребят впечатлила аннотация фильма «Хатико: самый верный друг». Здесь же познакомила с некоторыми известными собаками во всём мире. Конечно, одноклассники сразу сказали, чем прославились Белка и Стрелка (отчасти этому поспособствовал популярный ныне мультик «Белка и Стрелка – озорная семейка»). Рассказала о Джульбарсе (собака-сапёр, награждённая медалью «За боевые заслуги»), о Хатико, о Болто, о собаках Павлова.
Отдельно поговорили о памятниках. (слайд — На экран проецируется фото памятников). Именно преданности, бескорыстию, верной службе посвящены все памятники, на которых увековечены собаки – где-то персонально определённой собаке (Белый Бим, Хатико, Болто), а где-то – собирательному образу (собака Павлова, собака-поводырь, собака-подрывник).

Очень большое количество пословиц и поговорок сложено про собак, что опять же показывает отношение человека к этому животному как к удивительному и уникальному и как доказательство многовековой дружбы человека и четвероногого создания. Но одноклассники смогли назвать только несколько, и я показала, как богат мир пословиц, и мы вместе их разбирали, выясняли значение (приведу в пример только несколько):
И собака ласковое слово знает.
Собака собаку по лапке узнаёт.
На чужбине и собака тоскует.
Собака на сене лежит – сама не ест, и другим не даёт.
Ласковая собака и во сне хвостом виляет.
Поздно собак кормить, когда в поле ехать.
И собака помнит: кто бьёт, кто кормит.
От безделья собака на ветер лает.
Всю ночь собака пролаяла на месяц, а месяц того и не знал.
И псу конурка, и коту печурка.
Битому псу только плеть покажи.
Не дразни собаки – не укусит.
У всякой собаки своя кличка.
Не все собаки кусаются, которые лают.
Чем больше светит луна, тем больше лает дворняжка.
Глупая собака и на небо лает.
Хвостом виляет, а зубы скалит.
Любит, как собака палку.
Маленька собачка, да дом стережет.
Маленькая собачка до старости щенок.
Слепой щенок и тот к матери ползёт.
Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой.
Молчаливая собака скорей укусит.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Сколько собака ни хватает, а сыта не бывает.

Затем одноклассники рассказали, какие породы собак есть у них дома. Я представила презентацию, в ходе которой показала более 2 десятков пород и что все породы собак делятся на три основные группы:
1.Служебные (военные, караульные, пастушьи, ездовые)
2.Охотничьи (промысловые и спортивные)
3.Комнатно- декоративные.
По состоянию на август 2014 года Международная кинологическая федерация признает 343 пород собак (из них 11 признаны условно). (слайд — На экран проецируется фото пород собак).

Большое оживление у одноклассников вызвал раздел «Профессии собак». (слайд — На экран проецируется запись с перечнем профессий собак). Они узнали, что собаки работают ищейками (используя исключительный нюх собаки, можно обнаружить, например, наркотики или взрывчатку. Такая собака должна уметь обнаружить подозрительные вещества на движущемся транспортере, иногда при скоплении людей); спасателями (обладая тонким чутьем, собаки-спасатели легко находят человека под завалами и лавинами); таможенниками (четвероногие таможенники прекрасно научились находить взрывчатку и даже оружие, которыми могут воспользоваться бандиты, террористы. Они стали незаменимы в поисках наркотиков — никакие самые совершенные упаковки, никакие отвлекающие запахи не сбивают собак); ездовыми собаками (обладают невероятной выносливостью, способны перевозить людей и грузы на дальние расстояния); поводырями (служат глазами для незрячих людей. Собака — поводырь умеет огибать препятствия и предупреждать о них незрячего человека. В ее памяти может сохраниться несколько маршрутов, по которым ходит хозяин. Собака – поводырь не поведет хозяина через лужу, в узкие проходы или туда, где низко свешиваются ветки деревьев. Она поднимет и подаст случайно упавший из рук хозяина предмет); охранниками (самыми важными качествами является их внимательность, смелость и самое главное – умение вовремя подать голос и предупредить человека об опасности. Они должны быть достаточно агрессивными, чтобы дать отпор врагу и очень неприхотливыми, так как им приходится жить под открытым небом); охотниками (существует множество охотничьих пород собак, веками приучаемых к определенному виду охоты. Одни из них предназначены для выслеживания зверя, другие забираются в норы и сражаются там, третьи делают стойку, указывая местонахождение добычи); пастухами (особенно нужны в местах, где водятся волки. Сильные, смелые псы вступают в схватки с хищниками и, как правило, выходят победителями); сапёрами (по запаху находят взрывчатые вещества и устройства); пограничниками (задерживают нарушителей), водолазами (помогают утопающим). Не так давно собаки овладели профессией газовщика. Они проходят вдоль газовой магистрали, проверяя, нет ли утечки газа. А многие собаки являются компаньонами человека.
С каждым годом собаки расширяют свою полезную деятельность, приобретают новые специальности, становятся нужными людям в самых разных областях.

Затем провела мозговой штурм «Правила ухода за собаками. Советы хозяину». Разные правила предлагали одноклассники, особенно повеселило то, что собак надо мыть 3 раза в день. Проанализировав результаты и получив информацию из дополнительных источников, определили следующие.(слайд — На экран проецируется фото правил ухода за собаками).

• Уход за шерстью собак.
Ежедневный уход за шерстью собаки имеет большое значение. Ведь от этого зависит не только внешний вид собаки. Расчесывание позволяет избавиться от загрязнений, перхоти, отмерших клеток кожи, препятствует сваливанию шерсти, улучшает кровеносное снабжение волосков за счет небольшого массажа кожи расческой. Уход за шерстью собак разных пород зависит от особенности шерстяного покрова, густоты и длины шерсти, мягкости и капризности волосков. Можно выделить четыре группы собак по степени трудности ухода за шерстью:
1) породы, требующие наибольшего внимания в уходе за шерстью этих пород. К этой группе относятся собаки, шерсть которых нужно обязательно стричь и выщипывать. Сюда входят такие породы как терьеры, кокер — спаниели, пудели, шнауцеры.
2) породы длинношерстных собак. Шерсть этих собак нужно регулярно вычесывать. Это достаточно большая группа пород, например, колли, пекинес, бобтейл и др.
3) короткошерстные породы, тоже достаточно многочисленная группа, в которую входят доберманы, ротвейлеры, боксеры и многие другие.
4) собаки, не имеющие шерстяного покрова, такие как мексиканская голая, китайская хохлатая и др. Несмотря на то, что шерсти у этих собак нет, это не значит, что им не требуется внимание, так как эти собаки нуждаются в особом уходе за их кожей.
В зависимости от группы для ежедневного ухода понадобится махровое полотенце или специальная рукавица, гребень с длинными и тупыми на концах зубцами, пуходерка, проволочная щетка, специальная расческа – колтунорезка (колтуны в основном образуются на лапах, за ушами и в подмышках). Собаки, обладающие очень жесткой шерстью, нуждаются в ежегодных стрижках. Уход за шерстью собаки включает и купание.

• Ветеринарный осмотр щенка. Задачей периодически проводимого ветеринарного осмотра является выявление заболевания и контроль за правильным кормлением, размещением собак и состоянием ухода за ними. Нужно помнить, что прививки играют ключевую роль в сохранении здоровья собак.

• У собак должна быть своя посуда — миски для корма и воды. Если собака большой крупной породы – покупать для неё нужно соответствующую миску, тогда как для той-терьера подойдет не слишком объёмная кормушка. Обязательно учитывать возраст собаки (щенки едят меньше взрослых собак), особенности строения питомца – его рост, в частности. Возможно, будет иметь смысл установить миску на подставке. Также обязательно принимать во внимание породные особенности своих питомцев. Если в доме живёт спаниель или другая собака с длинными ушами, то миска должна иметь высокие стенки и широкое основание. Таким образом животное не испачкается во время еды. Кроме этого, необходимо тщательно мыть посуду, менять воду в миске.

• Для собак важно правильное питание.

• У собак должно быть место отдыха — уютная лежанка для сна, если собака живёт в помещении, и будка, если во дворе. Место для отдыха должно стать самым заветным, самым спокойным и уютным уголком дома, где новый член семьи смог бы почувствовать себя в полной безопасности. Оно должно соответствовать определённым требованиям: быть сухим; чистым; прохладным; светлым; находиться подальше от прохода; обладать хорошим обзором для наблюдения за хозяевами.

• Если в доме живёт щенок, у него должны быть игры и игрушки. Уход за щенками заключается в поддержании активного образа жизни собаки. Без общения и подвижных игр с хозяином щенку невозможно развиваться гармонично. Игры позволяют реализовывать энергию, развивать мускулатуру, разгонять кровь, поддерживать организм в здоровом и сильном состоянии. Собака нуждается в общении с ней. Для собаки хозяин — это вся ее семья.

• Важно помнить о том, чтобы собакам не попадались на пути провода от электроприборов, мелкие тряпки, носки, острые предметы, монеты, лекарства, ядовитые растения.

• Собака не любит, когда её оставляют одну. Когда все члены семьи разъезжаются и собака остается одна, она начинает беспокоиться, волноваться, отчаиваться и в тревожном расстройстве крушит всё вокруг. Собака устраивает такое безобразие вовсе не в отместку за то, что её покинули. В волнении и расстройстве собака делает то, чего никогда не допустила бы в иных условиях. Собака не может жить в одиночестве – даже наказание будет лучше для неё, чем отсутствие внимания. А большинство собак жаждет именно внимания!

• Существует минимум навыков, которыми должна обладать каждая собака. К ним относятся команды «ко мне», «фу», «рядом». «сидеть», «лежать», «стоять». «дай», «апорт», «место», «фас». Кроме того, собака должна знать собственное имя и должна быть приученной к ошейнику, наморднику и отправлению естественных потребностей.

Поскольку тип исследования не только познавательный, но и творческий, то я предложила ребятам нарисовать собаку, сделать поделку, сочинить четверостишие про собаку (Приложение 5).(слайд — На экран проецируется фото учащихся). Хочется отметить, что после проделанной работы одноклассники постарались душу вложить в стихотворения. Вот только несколько четверостиший:
• Я пришёл со школы,
Встретил меня щенок.
Он добрый и весёлый,
Портфель тащить помог.
• Мама купила колбасу.
И вдруг её не стало.
Я подумал: почему?
А её съела собачка Алла!
• Нет лучше друга, чем щенок,
В котах и кошках знает толк.
Он будет радовать всегда
И не оставит никогда!

Кроме этого, мы сделали лэпбук (тематическую папку, «книжку на коленях»), в которой компактно разместили всю полученную информацию (Приложение 3).(слайд — На экран проецируется фото лэпбука). Лэпбук — это мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала. Он помогает учащемуся по своему желанию собрать информацию по изучаемой теме и лучше понять, запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

По итогам моего исследования я сделала такие выводы:(слайд — На экран проецируется фото запись выводов)
— Собака действительно уникальное домашнее животное, о чём свидетельствуют памятники, кинофильмы, мультфильмы, художественные произведения, пословицы, жизненные истории и факты. Ни о каком другом домашнем животном этого сказать нельзя. Это отметили и одноклассники.
— Мои одноклассники имели поверхностные знания о собаках, но в результате проведённой месячной работы их кругозор значительно расширился, о чём говорят результаты тестов (Приложение 2).
— перед началом исследовательской работы одноклассники ответили, что каждый хотел бы иметь собаку, при этом не каждый понимал всю ответственность за данное животное, а в результате каждый осознал, какой долг ложится на хозяина собаки.
— одноклассники поняли, что у каждой собаки своё предназначение, поэтому, прежде, чем заводить собаку, необходимо чётко определиться с её статусом и значением в семье.
— все одноклассники (100 %) ответили, что они по-другому сегодня смотрят на собак, принимая их уже как уникальное домашнее животное.
— ученики определили для себя главную проблему, связанную с собаками – это бездомные, бродячие собаки. Возможно, данная проблема станет темой следующей исследовательской работы.

Из всех животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом — собака. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки. Мы любим собаку ради нее самой, ценим ее доверчивость и непосредственность, ее привязанность и постоянство симпатий. И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобретешь ни за какие деньги. Цена дружбы — доверие!

Мы тоже купили собаку – немецкую овчарку (Приложение 4). (слайд — На экран проецируется фото ученицы с собакой). О ней очень долго мечтал мой папа. Но мама сомневалась, подсчитывая расходы на покупку породистой собаки, на её содержание. Тогда папа сказал, что ради экономии бросит курить. Вот уже 10 месяцев, как у нас живёт собака, и 10 месяцев, как папа не курит, поэтому я могу точно сказать, что наша Айда не только охранник, но ещё и борец за здоровый образ жизни!

А завершить данную работу хочу замечательными стихами Бориса Заходера «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Едва мы
Чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, —
За нами сейчас же
Помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою
С пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут
Насовсем заблудиться —
Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще
Свирепые хищники воют —
Тебе не страшны никакие враги.
— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою
Тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь,
Что никто тебе так не поможет,
Как
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса,
Маленечко каши.
(Короче — влезать не придется в долги!)
Матрасик в углу.
И вот они — наши:
Мордочка, хвост и четыре ноги!

Читайте также:  Что делать при преждевременных родах собак

Приложение 1 «Анкета «Собака – друг человека»
Результаты анкетирования учащихся 4 класса (15 человек) от 03 февраля Анкета.
1. Есть ли у вас собака?
2. Знаете ли вы правила ухода за собаками?
3. Какие породы собак знаете?
4. Каких мульт и кинособак знаете?
5. Назовите самых знаменитых собак.
6. Назовите пословицы о собаках.
7. Почему надо знать информацию о собаках?
8. Кто ухаживает в вашей семье за собакой?
9. Любите ли вы собак?
Приложение 2. «Тест «Что я знаю о собаках»
Тест «Что я знаю о собаках?»
1. Какая собака награждена медалью «За боевые заслуги?»
А) Шарик. Б) Джульбарс. В) Тоби. Г) Лайка
2. Какова кличка собаки, памятник которой установлен в Японии, является местом встречи влюблённых, а сам образ пса стал примером беззаветной любви и верности.
А) Хатико. Б) Белка. В) Рыжик. Г) Дружок.
3. В Санкт-Петербурге на территории НИИ Экспериментальной Медицины стоит бронзовый памятник собаке. Это памятник всем псам – безымянным и бесчисленным – чьи жизни были принесены на алтарь науки. Фамилия какого учёного стала прозвищем данной собаки?
А) Иванов. Б) Николаев. В) Павлов. Г) Петров.
4. Какая пара из перечисленных – клички собак-«космонавтов»?
А) Шарик и Тузик. Б) Белка и Стрелка. В) Амур и Байкал. Г) Гарри и Джек
5. Настоящая звезда кинематографа собачьего мира, суперзвезда популярного детективного сериала известна нам как
А) Дворняга Оскар. Б) Барон Норман В) Почтальон Шарик. Г) Комиссар Рекс.
6. Собаки этой породы добродушны, покладисты и очень умны, из них получаются лучшие поводыри для незрячих людей.
А). лабрадор. Б) такса. В) далматин. Г) немецкая овчарка.
7. Этих собак чаще других можно встретить на аренах цирковых представлений. И шерсть у них гипоаллергенна.
А) мопс. Б) алабай. В) пудель. Г) Доберман.
8. По этой команде собака должна подобрать брошенную дрессировщиком вещь, вернуться к нему, обойти справа и сзади, а затем сесть у левой ноги, ожидая когда дрессировщик заберет вещь.
А) «взять». Б) «апорт». В) «неси». Г) «фас».
9. Собака – это уникальное домашнее животное?
А) да. Б) нет.
10. Продолжите известную фразу: «Мы в ответе за тех…»
А). кого приручили. Б) кого накормили. В) кого обидели. Г) кого увидели.
Ответы.
1. Б) Джульбарс.
2. А) Хатико
3. В) Павлов
4. Б) Белка и Стрелка
5. Г) Комиссар Рекс
6. А). лабрадор
7. В) пудель
8. Б) «апорт»
9. А) да.
10. А) кого приручили

Источник



Проект «Собака-друг человека»

Ольга Сычева
Проект «Собака-друг человека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад №36 Артёмовского городского округа

Проект

«Собака — друг человека».Вид проекта: исследовательский.

По количеству человек: индивидуальный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта дети старшей группы

Актуальность. Немного существует видов животных, которые с древних времён «согласились» жить рядом с человеком. Так ещё во времена существования первобытных людей собаки стали неотъемлемой частью их жизни. Собаки помогали охранять жилище, охотиться на диких животных, присматривали за скотом. Для того, чтобы дети узнали о том, какую огромную пользу эти замечательные четвероногие друзья приносят в наши дни, я и создала этот проект.

Проблема. Дети не знают всей информации о том, какую пользу приносят собаки для людей.

Цель. Выяснить, как собаки помогают человеку.

1. Собрать информацию о том, как собаки помогают человеку.

2. Сформировать понятие о роли собаки в жизни человека.

3. Развивать способность наблюдать.

4. Воспитывать любовь и чуткое отношение к животным.

Гипотеза. Собак называют друзьями человека, потому что они помогают людям.

Методы: 1)практические: наблюдение.

2)теоритические: чтение и слушание художественных произведений, просмотр фильмов, мультфильмов.

2. Основная часть

2.1 История о собаке

2.2 Мои исследования.

4. Используемая литература.

Тысячи лет с нами рядом живёт собака – верный друг и помощник человека. Подобная дружба вовсе не дань моде, это последствия необходимости человека жить в природе и общаться с природой. Но человек требует любви, понимания, искренности, преданности и верности. И всё это он находит в дружбе с собакой. В ответ собака не требует ничего. А если что-то и получает, то благодарна за это безмерно. У меня нет собаки, а так хочется её иметь. Я подумала, как мало я знаю о собаках. Почему собаки так преданы своим хозяевам? Так родилась идея найти ответы на интересующие меня вопросы.

2.1 История о собаке.

Собака — одно из самых древних домашних животных. Археологические раскопки свидетельствуют, что собака была приручена около 15 тыс. лет назад. Из дикого хищника, подбирающего за пещерными людьми остатки еды, собака превратилась в смелого и преданного друга. Она помогает человеку во время охоты на зверей, предупреждает о приближении опасности. Кроме того, собака — это пастух, извозчик, сторож. Собака не только отличный сторож, она ещё и прекрасно справляется с различной работой. И вообще, где бы ни жил человек, рядом с ним — четвероногий друг. Собака до такой степени необходима человеку во многих его делах, что будто бы является частью его самого. Собака есть почти везде, где живет человек. С ней связана жизнь разных народов. Она стала другом человека, его защитником и помощником.

2.2 Мои исследования.

Я провела опрос среди детей своей группы и выяснила, у кого есть собака, а кто только хочет её завести и выяснила, кем они считают собаку, другом или игрушкой.

Анкета для детей №1

1. Есть ли у тебя собака?___

2. Если нет, то хотел (а)бы ты иметь собаку?___

Анкета для детей №2

1) собака друг и помощник человека?

2)собака игрушка для человека?

Этапы реализации проекта.

Цель: сбор информации по теме проекта «Собака-друг человека»; составление плана работы.

• .Накопление информации. Наблюдения. Анализ проблемы.

• Изучение методической литературы по теме «Собака-друг — человека».

• Анкетирование детей «Есть ли дома собака», «Собака-друг или игрушка

Цель: обогащение знаниями об истории появления собаки рядом с человеком, о том какую пользу она приносит людям.

• Чтение и слушание художественной литературы.

• Просмотр мультфильмов и художественных фильмов.

• Создание творческих работ по теме «Собака-друг человека».

• Дидактическая игра «Сложи собаку».

• Сюжетно-ролевая игра «Спасатели».

Показ презентации по теме «Собака-друг человека» на занятии по познавательному развитию.

Ресурсы проекта.

1. Л. Корнеев. «Слово о собаке», Москва «Мысль», 1989 г.

2. Энциклопедия «Аванта». Том «Домашние любимцы»

3. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир. Животные в доме». Москва, 2006

4. Л. Толстой «Пожарные собаки», 2011

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста «Собака — друг человека» «Собака-друг человека» Цель: расширение кругозора, словарного запаса; закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях; воспитывать.

Конспект занятия «Собака — друг человека» для детей средней группы ЦЕЛЬ: продолжать объяснять детям,что контакты с животными иногда могут быть опасными. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с новыми породами собак.

Фотоотчёт по теме «Собака — друг человека. Изготовление собачки из цветной бумаги методом оригами» в старшей группе. Мы с ребятами старшей группы провели беседу по теме «Собака – друг человека». Мы узнали вместе с детьми, что домашние собаки – это родственники.

Проект «Книга — друг человека» Книга – друг человека. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Денни Дидро 2слайд. В последние десятилетия наблюдается снижение.

Конспект НОД по лепке с детьми старше-подготовительного возраста «Собака — друг человека» Задачи: — учить детей лепить собак, передавая их характерные особенности (тело овальное, голова круглая, мордочка вытянутая, короткие толстые.

Конспект ОС по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Собака — друг человека» Цели: Формировать у детей представление о том, что србака – умное, преданное домашнее животное. Углублять знания о многообразии пород собак,.

Конспект познавательного занятия «Собака-друг человека». Старшая группа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31. Челябинской области г. Копеска. Конспект занятия – путешествия.

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Собака-друг человека» Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме «Собака — друг человека». Реализация содержания программы в образовательных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Собака — друг человека» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Собака — друг человека» Цели: Формировать у детей представление о.

Проект «Собака-помощник и друг человека» Проект «Собака — помощник и друг человека» Возраст детей: 6-7 лет Тип проекта: познавательно- игровой, творческий По продолжительности:.

Источник

Проектная работа по теме «Собака-друг человека»
проект по чтению (4 класс)

В работе рассказывается история одомашнивания собак с научной точки зрения.Полностью раскрыта тема «Собаки на службе у человека.»Автор описала все основные породы собак.В практической части, на основе анкет, предложенных детям, доказала, что собака очень хороший друг.Автор предлагает памятку по уходу за собаками для желающих завести четвероногого друга.Также работу можно использовать на уроках литературного чтения, как дополнительный материал, при изучении произведений о животных.

Скачать:

Вложение Размер
sobaka-drug_cheloveka.docx1_.docx 39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Немецкая школа «Иоганн-Гете-Шуле»

Петроградского района Санкт-Петербурга

Городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы

Тема работы : «СОБАКА-ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

Выполнила: Нолл Николь, ученица 4 класса

Руководитель:Косюк Надежда Анатольевна

учитель начальных классов ЧОУ «Немецкая школа

2.1Происхождение и история одомашнивания собак……………………….4

2.2Собака на службе у человека……………………………………………. 5

б)Собаки на службе в мирное время…………………………………………6

в)Собаки-спасатели и водолазы………………………………………………6

Собака — друг человека. Конечно, с этим известным фактом глупо спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Будь то сторожевая собака или маленький шпиц — у каждого свои предназначения. Собаки порой единственное существо, которое позволяет скрасить одиночество одиноким людям. Собаки защищают нас от недоброжелателей на улице, охраняют наши дома. Специально обученные собаки ищут наркотики, взрывчатку, тем самым спасают тысячи жизней.

Я очень люблю собак. У нас дома пока нет собаки, но я решила узнать все про жизнь собак, чтобы потом уговорить родителей завести собаку. Я их очень люблю. Хочу больше знать о наших меньших четвероногих друзьях. Поэтому я взялась за такую работу.

Актуальность работы :. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность.В современном мире собаки имеют большое значение, так как большинство достижений человека взаимосвязаны с собаками.

Цель работы : Перед началом работы я ставила себе цель: собрать максимально возможное количество информации о собаках, изучить их и понять почему же именно собака является другом человека, и почему именно собаку так любят люди, создать инструкцию по уходу за собаками тому, у кого она уже есть или тому, кто хочет ее завести.

  1. Проконсультироваться с учителем по поводу необходимой литературы.
  2. Посетить школьную библиотеку и найти все нужные материалы.
  3. Поработать с Интернетом в поисках информации о собаках.
  4. Провести анкетирование среди учеников начальных классов в нашей школе.
  5. Все результаты моих изысканий представить в виде исследовательской работы «Собака- друг человека».
  6. Создать инструкцию по уходу за собаками .
  7. Подготовить слайдовую презентацию изученного материала.

Предмет и объект исследования :Предметом исследования являются собаки

Гипотеза исследования: если мы будем больше знать о роли собак в жизни людей, то лучше будем относиться к нашим любимым питомцам.

Анализ, наблюдение, анкетирование одноклассников, сбор информации из разных источников.

В процессе работы над проектом мы познакомимся с историей приручения собаки человеком. Соберем информацию о пользе, которую приносят людям собаки. Узнаем , на какие группы можно поделить все породы собак Проведем анкетирование для своих ровесников и сделаем его анализ, нарисуем рисунки, просмотрим телепередачи, добудем информацию в интернете . Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.

2.1 Происхождение и история одомашнивания собак

Соба́ка ( лат. Canis lupus familiaris) — домашнее животное , одно из наиболее популярных (наряду с кошкой ) « животных-компаньонов ».

Собака — это первое прирученное человеком животное. С незапамятных времен она служит человеку: охраняет его дом, сообщает о приходе гостя, помогает охотиться, возит сани и телеги, пасет стада, спасает людей.

Собака принадлежит к древнейшим из всех домашних животных. До сих пор в научной среде ведутся поиски временного отрезка доместикации собаки и причины. Наскальные изображения, рисунки и находки археологов позволяют ученым делать некоторые выводы и предположения.

Ископаемые останки доисторических собак найдены в человеческих пещерах по всему миру. На основании археологических находок чаще всего учеными называются даты доместикации собак 13—15 тыс. лет до н. э. Однако последние исследования на основании останков найденных у Алтайских гор в Сибири говорят о более раннем периоде (около 33 тыс. лет до н. э.), исследования же на молекулярном уровне определяют период в 100—135 тыс. лет. Научное изыскание на основе молекулярно-генетических методов Роберта К. Уэйн и его коллег из Калифорнийского университета об изменчивости ДНК показала, что отделение общего предка собак от волков произошло в ходе эволюции около 135 тыс. лет назад.
Шведский биолог Петер Саволайнен с коллегами из Королевского технологического института в Стокгольме , Швеция , проанализировав ДНК собак разных пород с разных континентов, считают, что процесс одомашнивания происходил в южной части Китая от реки Янцзы и Юго-Восточной Азии, приблизительно 16 300 лет назад. Американский биолог Роберт Уэйн полагает, что это произошло минимум 40 тысяч лет назад

Останки доисторической собаки, найденные в Бельгии в пещере Гойе, возраст которых оценивается в 31,7—36,5 тыс. лет до н.э. значительно отличаются от доисторических волков по строению черепа. Возраст домашней собаки из алтайской пещеры Разбойничья , найденной ещё в 1975 году .

В многочисленных раскопках древних человеческих поселений были найдены останки разных видов первобытных собак, которые могли бы быть предками современных собак.

Ученые выделяют несколько первоначальных типов собак, от которых произошли основные группы пород. Во-первых, это так называемая торфяная собака, скелеты которой находят в раскопках времен неолита. Этот тип собак был распространен по всей Европе и Азии. Возможно, эти собаки дали начало множеству современных пород шпицев, пинчеров и терьеров. Общим признаком этих пород являются живой темперамент, чуткость, злобность, небольшой (ниже среднего) рост.

Во-вторых, в раскопках у Ладожского озера были обнаружены останки собаки, которая отличалась от торфяной собаки более крупным размером и некоторыми другими признаками. От этой собаки возможно, произошла группа северных волкообразных собак и собаки пастушьих пород.

Третий, самый многочисленный тип собак — овчарки. Их предком была собака, останки которой обнаруживают в раскопках бронзового века. Этот древний тип собак сохранился до нашего времени в виде примитивных пород пастушьих собак Центральной Европы (например, швейцарская пастушья собака). Современные европейские пастушьи собаки, по всей вероятности, представляют собой результат целенаправленного отбора с незапамятных времен.

Пока точно нельзя сказать, одомашнивание человеком волка вызвало расхождение собаки с её предком, или это расхождение стало результатом эволюционного пути собаки, предшествующего одомашниванию человеком. У второй точки зрения есть свои сторонники, такие как биологи Раймонд и Лорна Коппингеры.

Культурный процесс одомашнивания собак начался, когда животные стали интегрироваться в социальную структуру человеческого общества. Как только люди перешли к оседлости и начали заниматься сельским хозяйством, они начали разведение своих собак для различных целей: пасти стада, охранять жилища и различных видов охот.

Антропологи считают, что основным фактором доместикации собак является её охотничьи качества. Древние люди в борьбе за выживание искали наиболее совершенные методы добычи пищи. Гипотезу об использовании собак для повышения эффективности охоты древним человеком экспериментально была подтверждена в 2004 году финскими учеными.

В поселениях человека собака кроме предупреждающей функции (лай при приближении чужих) играла также санитарную роль, поглощая остатки человеческой пищи, в холодные ночи служила как источник тепла. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания.

Антропологи Пол Такон биоархеолог Колин Пардо, которые изучают совместное прошлое человека и собаки считают, что тесное сотрудничество ранних групп людей с животными повлияло на психологию людей, территориальное поведение, люди стали отмечать свою территорию и переняли групповые методы охоты.

2.2. Собака на службе у человека.

Собака от природы лекарь. Её слюна обладает бактерицидными свойствами.

Собака принимала активное участие в освоении космоса.

Животные по неким неизвестным нам признакам предчувствуют землетрясение и поэтому убегают их домов. Очевидцы утверждали, что за полчаса – час перед землетрясением в Ашхабаде и в Армении комнатные собаки будили спящих, тянули их к выходу. В зоне повышенной сейсмичности некоторые собаки своим необычным поведением предупреждают о предстоящих толчках в 3-4 балла.

Собака обладает отличным нюхом. Она в состоянии различать до полумиллиона различных запахов, поэтому её используют в практике уголовного розыска, она служит на границе, контролирует утечку газа, разыскивает полезные ископаемые, проверяет на таможнях грузы (незаменима в поисках наркотиков).Сегодня первое место по числу подготовленных и аттестованных собак занимает Швейцария. Их здесь более 100.

Тонкое чутьё, умение предугадывать приближающуюся опасность, способность выдерживать огромные нагрузки, смышленость и храбрость, безграничная вера и преданность своему хозяину ставят собаку на первое место среди четвероногих друзей человека, что подтверждает наше предположение.

а) Собаки на войне

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Не случайно 24 июня 1945 года на Параде Победы по красной площади прошли батальоны военных собаководов со своими питомцами. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в

окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин.

За годы войны было подготовлено более 6.000 минно-розыскных собак, на счету которых более 4 миллионов найденных мин. Собаки были и взрывниками: неся на себя взрывчатку, бросались под танки. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага — целую танковую бригаду. Диверсионные собаки подрывали и эшелоны врага. Собак мобилизовали у мирного населения, невзирая на возраст и породу.

Благодарные англичане установили в центре Лондона животным, погибшим в человеческих войнах, памятник с надписью «У них не было выбора.»

Пожалуй, самой маленькой и известной собакой Второй мировой войны стал Йоркширский терьер Смоки (англ. Smoky). Смоки числился в составе 26-го разведывательного авиаполка 5-й Армии ВВС США. За боевые подвиги он был награждён 8 звездами, ему было присвоено звание капрала. После войны Смоки работал в госпиталях качестве собаки-терапевта.

Боевых псов использовали в военном деле многие древние государства. Так Карфагенское войско имело целый собачий легион.

б) Собаки на службе в мирное время

По сей день собаки исправно несут военную службу.

Военные направления дрессировки собак в двадцатом веке сформировали современный (по данным на 2010) год курс дрессировки, называемый Защитно-караульная служба (ЗКС). По нему готовят собак, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. В профессиональном собаководстве применяется к собакам служебных пород. Включает в себя:

выборку чужой вещи — опознание человека по запаху его вещи;

охрана предмета или территории;

задержание с окарауливанием и конвоированием;

обыск местности на предмет вещей или человека.

в) Собаки-спасатели и водолазы

Первые собаки-спасатели появились несколько веков назад и использовались для поиска сбившихся с пути во время снежной бури. Чтобы быстро обнаружить человека под толщей снега, монахи высокогорного монастыря Сен-Бернар использовали крупных собак, названных

впоследствии сенбернарами. Когда на перевалах начиналась пурга, на шею животным привязывали небольшие бочонки с ромом и отправляли их на поиски людей. Учуяв под снегом человека, собаки мощными лапами отрывали его, приводили в чувство и отправлялись за помощью к людям.

В наши дни для спасательных работ после схода снежных лавин и землетрясений чаще всего используют немецкую овчарку, она легче поддается самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используется ньюфаундленд, который может успешно действовать даже в самый сильный шторм на море.

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей под двухметровым слоем снега. Легендарной собакой спасателем стал пес по кличке Аякс, который в 1954 году спас 11 школьников и учителя, занесённых лавиной в горах Дахштейна. Овчарка работала 96 часов без отдыха.

Сегодня спасательную службу собаки несут не только в горах, но и в разных уголках мира, регионах, подверженных землетрясениям.

г) Собака-ассистент, собака-поводырь

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам.

Другие натренированы для того, чтобы помогать людям с эпилепсией. Нейробиологи из университета Флориды (США) обнаружили, что 11 процентов собак, принадлежащих эпилептикам, по каким-то им одним заметным признакам могут определить, что вскоре начнётся приступ, и дают сигнал хозяину, чтобы он успел подготовиться или принять лекарство: лают или осторожно прижимают зубами ладонь.

Незрячие люди использовали собак-поводырей для своей защиты в путешествиях. Первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн, основатель Института тренировки слепых в Вене. В 1960 году центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых.

11 сентября собака-поводырь по кличке Дорадо спасла своего слепого хозяина, проведя его с 70-го этажа горящего здания Всемирного торгового центра к выходу.

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочекНо труд артиста, ох, не сладок!

Сенсорная способность собак всё чаще используется для лечения и диагностики больных людей. Специалисты из кинологического центра в британском городе Эйлсбери обучают 17 собак-спасателей чуять гипогликемию носом.

Ян Олвер, руководитель Австралийского совета по борьбе с раком, сообщил, что в ходе научного эксперимента собаки безошибочно определили рак лёгких, принюхиваясь к дыханию человека, таким образом, удалось «вынюхать» 83 человек с онкологическим заболеванием.

Кроме диагностики болезней, собаки также широко используются для реабилитации больных. Лечение людей при помощи собак получило название канистерапия, одно из направлений петтерапии.

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

з ) Гужевые(ездовые) собаки

В крестьянских дворах собаки были незаменимы не только в качестве охранников, охотников на крыс, но и широко использовались для транспортировки. В северных условиях собаки в упряжках применялись для передвижения людей, что послужило возникновению ездового спорта.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. В пургу собаки стремятся к жилью, их чутье и

инстинкт заменяют компас, тогда как олени стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить с запасом пищи далеко во льды. Именно благодаря собачьим упряжкам человек исследовал Северный и Южный полюса.

В 1907 г.Ф. Кук и в 1909 — Р. Пири на собачьих упряжках достигли Северного полюса. Полярный исследователь Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном, пройдя на собаках лайки и само) в тяжелейших условиях Антарктиды за 99 дней 2980 км.

В 1742 г. штурман Российского флота Семен Иванович Челюскин совершил беспримерное путешествие на собачьих упряжках. Пройдя около 4 тыс. (!) верст с территории Якутии до Таймырского полуострова, он впервые достиг северной оконечности Азии — современного мыса Челюскин.

Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Ещё в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Вплоть до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, кое-где даже единственным, видом зимнего транспорта северных регионов России. Ими пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.

2.3 Памятники собакам

Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу — собаке.

Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал.

Самыми известными считаются следующие:

• Памятник собаке в саду Института экспериментальной медицины, сооружен по инициативе И.П.Павлова, Санкт-Петербург.

• Памятник собаке и И.П.Павлову в Сухуми на территории института экспериментальной патологии.

• Памятник собаке Хачико, которая 9 лет ежедневно ходила на станцию встречать своего умершего хозяина Х.Уэно, в поселке Сибуи (Япония).

• Памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах. По легенде, Барри был по ошибке застрелен при спасении 41 жертвы Альп. Памятник стоит в Париже, на р.Сене.

• Памятники 15 ездовым собакам Второй антарктической японской экспедиции, которых не смогли вывезти из Антарктики, сооружены в городах Вакканае и Сакаи в Японии.

• Памятник собаке-проводнику слепых, установлен в зоопарке Берлина (Германия).

• Памятник ездовой собаке-вожаку Болто, который в 1925 в составе ездовой упряжки в ураганную ночь доставил в г.Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку, что позволило предотвратить эпидемию дифтерии. Эта драматическая история легла в основу знаменитого рассказа. Памятник установлен в Сентрал-Парке (Нью-Йорк).

• Памятник выдающейся розыскной собаке Дойре, установлен пограничниками войсковой части Северо-Западного пограничного округа в 1971г.

• Памятник с барельефом собаки и надписями, установленный 350 лет назад в честь собаки Штуцель ее любящими хозяевами фон Вангейхаймами в Германии. По легенде, именно это захоронение послужило причиной возникновения поговорки «Вот где собака зарыта»

2.4 Разнообразие пород

Порода — это группа животных, характеризующихся общим происхождением, сходными экстерьерными, конституциональными и хозяйственно полезными признаками, стойко передающимися по наследству, а также определенными требованиями к условиям жизни.

В настоящее время насчитывается свыше 400 пород собак, различных по облику, величине, повадкам и назначению. Ни одно из домашних животных не имеет такого разнообразия и несхожести, как собаки.

По производственно-хозяйственному назначению все современные породы собак подразделяются на: охотничьих, служебных и декоративных.

В ходе выполнения работы я обратилась к одноклассникам с просьбой: «Те, у кого есть дома собака, напишите, пожалуйста, небольшое сочинение о своем питомце». Все дети откликнулись на мою просьбу. Я предлагаю небольшие отрывки из сочинений.

Вовина Варвара : « У бабушки с дедушкой есть рыжая собака Макс. В основном, он сидит в квартире, но утром и вечерм его отпускают погулять. Летом он купается в речке и гуляет с нами по лесу. Я очень люблю гулять и играть с Максом»

Песенникова Анна: «Я очень люблю собак, особенно маленьких щенков. Они такие забавные. Пушистые и любят играться. Глаза у них похожи на бусинки. Добрые и ласковые они быстро привыкают к людям. Из таких щенков вырастают верные питомцы. У нас дома живет собака -шпиц.Я часто играю с ней.»

Масловский Александр:« У нас дома живет замечательная собака-Марс породы доберман. Он очень красивый, но самое главное в нем-это его добрый и веселый нрав. Марс очень любит играть, но в то же время он очень послушный. Он никогда не искушался украсть что-нибудь со стола, только преданно смотрел в глаза. В это время все сами хотят его угостить. Я очень люблю Марса и часто провожу время с ним. »

Решетов Илья: «Мою собаку зовут Фея. Её порода-мопс. Эта порода была выведена в Китае. Фея очень умная, веселая и дружелюбная. Я люблю с ней играть и гулять.У Феи есть подружка Тося. Тося-это моя кошка. Они очень забавные .»

Шаройко Ярослав: « Эта собака появилась у нас , когда мы поехали к родственникам. У них дома были щенки.Они предложили нам взять одного из них, которого мы назвали Ник. Теперь он живет у нас. Ник очень красивый ;весь черный, как угольный, а хвост крючком. Шерстка у него блестящая, а глаза умные и ласковые. »

Отрывки из сочинений свидетельствуют о том, что мои одноклассники любят четвероногих друзей. Любят с ними играть.

Также своим одноклассникам я предложила анкету:

1. Есть ли у тебя собака ( если есть, то какая у неё кличка и какой она породы)

2. Знаешь ли ты для чего была выведена порода твоей собаки

3.. Какую роль играет твоя собака в жизни твоей семьи

4. Твоё отношение к собакам вообще

Я сделала вывод из анкет моих друзей и поняла , что многие дети любят собак и что они играют важную роль в их жизни, так как собака лучший и преданный друг человека.А также составила памятку по уходу за собаками.

по уходу за собаками

1.Прежде чем завести собаку в доме, надо узнать, все ли члены семьи согласны. Животное в доме должно быть желанно для всех.

2.У собаки должны быть следующие вещи:

1)миска для еды и питья;

2)щетка для шерсти;

3) шампунь для мытья;

4) игрушки(кость,мяч и др.)для того,чтобы грызть,играть;

5)поводок с ошейником и намордник для прогулок;

6) коврик для сна и корзина, чтобы носить собаку к ветеринару (если собака небольших размеров).

3.Не забывайте кормить питомца , вовремя убирать за ним .

4.Ухаживайте за шерстью, следите за гигиеной животного.

5.Играйте со своим питомцем.

6.Животным нужен свежий воздух, не забывайте о прогулках

7.В цивилизованном мире принято убирать на улице за своим питомцем(в пакетик)

Собака — верный друг человека, который не посмеется и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным нашим любимцам за их преданность и отвечать им тем же самым. Обычно люди хорошо относятся собакам, заботятся о них, начиная от питания и заканчивая модными сейчас походами в собачьи салоны красоты! Интересно, что собаки не требуют много. За доброе отношение они рады и мягкой подушке в квартире, и обычной будке во дворе. Они согласны прожить жизнь в неволе ради того, чтобы быть нужными. Поэтому, по моему мнению, самое важное — это не обижать животных, потому что у них тоже есть чувства, а своего хозяина они любят. Любая собака, при всем их разнообразии, даже самая декоративная, остается собакой, любящей и преданной своему хозяину. Плохих пород среди собак нет, ведь любая собака, в том числе даже самая простая дворняга, достойна уважения или хотя бы сочувствия.

Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

3.Канлифф Дж. «Собаки», АСТ-Астрель,.2009

4.Ларкин П.,Стокман М. «Все о собаках.Практическая энциклопедия», Мартин,2009

5.Лехари Г. «Породы собак:большой справочник», ЭКСМО,2010
6.Петер Тайхман «Собаки». Издательство «Мир книги». М. 2008 г.

7.Иллюстрированная энциклопедия собак, СПб СЗКЭО Кристалл,2011

8.Мини-энциклопедия.Собаки Санкт-Петербурга, СПб СЗКЭО Кристалл,2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для закрепления темы «Доли» была выполнена проектная работа под названием «Чудо-человек». Проблемный вопрос: каков был бы человек , с размерами, равными сумме наших параметров? Какова доля.

Проектная работа учащихся 4 класса.

С этой работой мои ученики заняли 3 место на Региональной научно-практической конференции научного сообщества «Искатель» (МИОО) 2014г.

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах.

Проект по произведению Б. Полевого выполняли ученики 5 — 8 классов МБОУ СОШ № 10 п. Каменский.

Классный час проводится с целью расширить представления учащихся о профессиях, воспитать трудолюбие, уважение к труду всех людей.

В ходе учебно-воспитательного процесса было выявлено отсутствие у слабослышащих младших школьников знаний о различных народностях России. Поэтому, необходимо проводить работу.

Источник

Проект «Собака- друг человека»

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Проектно-исследовательская работа по теме

«Собака – друг человека»

Руководитель: Е.С. Курбатова

пгт. Емельяново, 2019

Подготовительный этап проектной деятельности. ………………………..…..4

Исследовательско-творческий этап проектной деятельности

Восприятие художественной литературы……………………………..…6

Заключительный этап проектной деятельности…………………………….….7

С древних времен собака живет рядом с человеком, он наш друг и помощник. Это первое животное, которое приручил древний человек. Он делилась с собакой едой, а та помогала ему на охоте и охраняла его и его жилье. С тех самых пор продолжается верная дружба между ними. Наш проект мы создали, чтобы рассказать ребятам, как много пользы приносит собака человеку.

Данный проект является краткосрочным, исследовательско – творческим, групповым.

Проблема: Дети знают не всё о пользе, которую приносит собака человеку.

Цель. Выяснить, как собаки помогают человеку .

Собрать информацию о том, как собаки помогают человеку .

Сформировать понятие о роли собаки в жизни человека .

Развивать способность наблюдать.

Воспитывать любовь и чуткое отношение к животным.

Гипотеза. Собак называют друзьями человека , потому что они помогают людям.

Методы исследования: практический (наблюдение, анкетирование, интервью), теоретический (чтение и слушание произведений, просмотр видеороликов и мультфильмов).

Проект состоял из трёх этапов:

I этап – подготовительный (изучение художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций, интернет-ресурсов, просмотр мультфильмов и видеороликов по теме проекта, анкетирование детей подготовительной группы).

II этап — исследовательско-творческий (осуществлялся через разнообразные виды деятельности: познавательно — исследовательская, творческая, восприятие художественной литературы).

III этап – заключительный (подведение итогов, закрепление пройденного материала, презентация проекта на научно-практической конференции «Первые шаги в науку»).

Подготовительный этап проектной деятельности

Перед началом работы над проектом мы провели опрос среди детей своей группы и выяснили, у кого есть собака , а кто только хочет её завести, а также узнали, кем ребята считают собаку , другом или игрушкой.

Так же во время подготовки к проекту мы посмотрели несколько мультфильмов про дружбу собаки и человека, например, «Верните Рекса», «Фиксики: Собака» и т.д., почитали про собак в энциклопедиях и художественных книжках, посмотрели видеоролики, где собаки спасают людей от различных опасностей.

Исследовательско-творческий этап проектной деятельности

В ходе работы над проектом были проведены следующие беседы: «Собака – друг человека», «Породы собак», «Профессии собак», «История о собаке», «Собаки — знаменитости».

В результате этих бесед было получено много новой информации, в том числе о том, что существуют специально обученные собаки, которые помогают разыскивать людей в горах и спасать на воде, служат в полиции, а другие становятся поводырями для слепых людей. А ещё оказалось, что собаки летали в космос раньше человека. Так же было установлено, что сегодня в мире почти 400 пород собак. Некоторые собаки весят больше 100кг, а есть наоборот маленькие, как домашние кошки.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности было проведено интервью с ветеринаром местной вет.клиники, Евгением Дмитриевичем (далее ЕД). Он ответил нам на следующие вопросы:

— Можно ли заводить собак семьям с детьми?

ЕД: Можно, но осторожно! Необходимо учитывать все породные характеристики собак. Даже если вы соберётесь завести маленькую собаку, это не значит, что она обязательно будет доброй. Каждая собака, как и человек, имеет свой характер и своё отношение к жизни. Всегда, когда человек общается с собакой, можно определить злая эта собака или добрая, может она полюбить ребёнка или нет. Особое внимание стоит уделить взгляду животного.

— Сколько лет должно быть ребёнку, когда можно заводить собаку?

ЕД: Когда в семье собираются заводить четвероногого друга, очень важно, чтобы за содержание животного взял на себя ответственность родитель, а не ребёнок. За собакой нужно ухаживать, выгуливать её, кормить — в этом заключается ответственность каждого человека перед животным. Вот если, например, за тобой придёт твой друг и позовёт тебя играть и ты пойдёшь, вместо ухода за собакой, то это будет безответственно! А собаки они ведь такие же живые существа, как и мы, они из-за такого отношения будут испытывать дискомфорт. Поэтому все подобные вопросы серьёзно должны обсуждаться с родителями в любом возрасте.

— Мне 6 лет, у меня уже есть собака, мне не рано?

ЕД: Этот вопрос нужно обсуждать с родителями, если они помогают тебе заботиться о ней, кормить, обрабатывать от паразитов и ставить вакцины, то не рано.

— Собака в доме хорошо влияет на детей или нет?

ЕД: Да, если собака счастлива, сытая, довольная, не болеет, если человек не относится к ней плохо, то в таком случае, собака – друг человека и она тоже относится к человеку хорошо и соответственно хорошо влияет на него, развивая в нём заботливость, внимательность, терпение и другие качества. Но если у собаки есть какие-то недостатки в жизни (ей не хватает корма, внимания…), то возможно, она будет злой и агрессивной. В таком случае о хорошем влияние на человека и речи быть не может. Есть отличная поговорка об этом: «Собака бывает кусачей только от жизни собачей»

— Что вы порекомендуете хозяевам собак и тем, кто их хочет завести?

ЕД: В первую очередь принять решение, что собака – это ответственность, что любое животное требует к себе любви, заботы и уважения. К тому же, нужно оценить свои возможности (смогу ли я позаботиться о четвероногом друге, хватит ли у меня времени на прогулки и игры, хватит ли финансов на корм и вакцины). Если возможности позволяют, то собаку можно взять. Но опять же, это принятие решения – не сиюминутное, не на короткий период, а на продолжительный… Ведь собаки, по сравнению с человеком, живут не долго… И, если они для нас всего лишь часть жизни, то мы для них целая жизнь… Нужно сразу понимать, что есть рождение, жизнь и смерть, что животное проживёт меньше, чем его хозяин и нужно смириться с тем, что это естественный порядок… Но не забывайте, чтобы продлить жизнь своему питомцу нужно не ждать, пока оно заболеет, а для профилактики приводить его на приём к ветеринару!

Рис. 1. В гостях у ветеринара (на фото слева на право: Арнгольд В.В., Жуков М.Е., Бекасова В.С., Токарев М.О., Прицелюк С.М. и ветеринар Евгений Дмитриевич)

Восприятие художественной литературы

В ходе работы над проектом нами были рассмотрены иллюстрации различных пород собак, прочитаны художественные произведения Л.Толстого «Пожарные собаки» , Л.Корнеев «Слово о собаке» .

Через художественную литературу и рассматривание иллюстраций дети получили новые знания о жизни собак.

Вместе с ребятами нашей группы мы сделали аппликацию «Щенок», целью которой было развитие мелкой моторики, воспитание любви к творчеству и формирование позитивного отношения к четвероногим друзьям.

Рис. 2. Мы с ребятами делаем щенков

Заключительный этап проектной деятельности

В результате анкетирования детей подготовительной группы получены следующие результаты:

собака есть у 10 человек в нашей группе;

все, у кого нет собаки, хотели бы её завести;

все ребята в группе считают собаку другом, а не игрушкой.

В результате проведённого исследования мы узнали, что собаки помогают людям на службе, в охоте, в исследовании космоса, они работают поводырями, а также часто являются неотъемлемыми членами семьи.

Так же, прочитав разную литературу, посмотрев видеоролики и мультфильмы о собаках, поучаствовав в беседах о братьях наших меньших и проведя интервью с ветеринаром, мы можем подтвердить свою гипотезу, о том, что собаки действительно друзья человека, которые во всём и всегда стараются помочь своим заботливым хозяевам.

Давыденко В.И. Энциклопедия по уходу за собаками, М., 2000

Елькин Т. М., Колесникова А. Н. Собака — друг человека // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 43-44. URL: http://yun.moluch.ru/archive/1/63/ (дата обращения: 22.01.2019 )

Ерошенко Е.А. Классный час «Собака – друг человека» // Открытый урок 1 сентября. URL : http :// xn — i 1 abbnckbmcl 9 fb . xn — p 1 ai /% D 1%81% D 1%82% D 0% B 0% D 1%82% D 1%8 C % D 0% B 8/587723/ (дата обращения: 20.01.19)

Корнеев Л. «Слово о собаке » , М.: «Мысль» , 1989

Источник

Adblock
detector