Меню

Каштанка помесь каких собак

Какой породы была собака каштанка

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 октября 2019;
проверки требуют 7 правок.

«Кашта́нка» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Опубликован в газете «Новое время» на Рождество 1887 года[1] под заглавием «В учёном сообществе».

Сюжет[править | править код]

«Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу» по кличке Каштанка потеряла своего хозяина, столяра Луку Александрыча. Она пытается найти его след, но безуспешно. Глубоким вечером, выбившись из сил, Каштанка засыпает у дверей подъезда, где её случайно находит таинственный незнакомец, впоследствии оказавшийся клоуном. Он ласкает животное и решает выдрессировать его для цирка. Каштанка получает новую кличку Тётка. Собака оказывается в незнакомой обстановке и встречается с другими животными — гусём Иваном Иванычем, котом Фёдором Тимофеевичем и свиньёй Хавроньей Ивановной.

Мосье Жорж (так звали незнакомца) учит Каштанку различным трюкам и пытается выступить с новым номером, однако гусь трагически умирает (как выясняется, на него случайно наступила лошадь), а дебют Каштанки не удался, так как она во время представления узнаёт своих прежних хозяев — Луку Александрыча и его сына Федю — и с радостным лаем бросается к ним. «Тётка» обретает прежних хозяев.

Персонажи[править | править код]

  • Каштанка — «помесь таксы с дворняжкой», главная героиня повести, прежний питомец Луки Александровича, новый питомец Мосье Жоржа, получает от него новую кличку «Тётка»
  • Лука Александрович — столяр, прежний хозяин Каштанки, имеет сына Федю.
  • Mосье Жорж — клоун, новый хозяин Каштанки, хозяин трёх цирковых животных.
  • Федюшка — сын Луки Александровича, хозяин Каштанки.
  • Фёдор Тимофеич — домашний кот Мосье Жоржа.
  • Иван Иваныч — домашнийгусь Мосье Жоржа.
  • Хавронья Ивановна — домашняясвинья Мосье Жоржа.

Адаптации[править | править код]

  • «Каштанка» — советский художественный немой чёрно-белый фильм 1926 года режиссёра Ольги Преображенской.
  • «Каштанка» — советский мультфильм 1952 года. Режиссёр Михаил Цехановский.Каштанку озвучил Юрий Хржановский.
  • «Каштанка» — советский художественный фильм 1975 года режиссёра Романа Балаяна. В ролях: Лев Дуров — столяр Лука Александрович, Олег Табаков — клоун Жорж
  • «Каштанка» / Kaštanka — чехословацкий мультфильм 1976 года
  • «Каштанка» — российский художественный фильм 1994 года, режиссёр Анатолий Васильев.
  • «Каштанка» — российский мультфильм 2004 года. Режиссёр Наталья Орлова

Петербургский детский театр «Зазеркалье» поставил мюзикл «Страсти по Каштанке», где помимо основных персонажей фигурируют бродячие собаки (весьма выразительная группа); колонна заключённых, идущих по этапу; разные социальные типы горожан (чиновники; цыгане-певцы; извозчики, ради потехи бьющие беззащитную собаку кнутами). Аудиоверсия данной постановки транслировалась на «Радио России».

История написания[править | править код]

Существует несколько версий истории написания рассказа:

  • В 1887 году критик В. В. Билибин осведомлялся у писателя: «Лейкин говорит, что это он дал Вам тему рассказа о собаке Каштанке».
  • В. Л. Дуров считал, что история, происшедшая с его собакой, «послужила содержанием для рассказа А. П. Чехова „Каштанка“…»[2], о чём он написал в начале своего рассказа «Каштанка, Бишка и Запятайка»:

Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать. А я вам расскажу про Бишку.

  • В. А. Гиляровский отмечал, что рассказ написан по сообщению артиста Васи Григорьева, который бывал у Чехова, а тот записывал его меткие выражения, и однажды записал от него рассказ о собаке, попавшей в Тамбове в цирк.
  • И. Бондаренко записал воспоминания Е. Т. Ефимьева, товарища Чехова. Собака хозяина-столяра «была верным спутником во время … прогулок по берегу моря, участником всяческих мальчишеских проказ. Антон Павлович … описал нашу Каштанку»[3].

При жизни Чехова рассказ переводился на венгерский, немецкий и чешский языки[4].

Критика[править | править код]

Рассказ был замечен и оценен современниками. Я. П. Полонский в 1888 году сообщал писателю, что его рассказ в Петербурге всем нравится.

И. Л. Леонтьев в 1887 году писал Чехову: «Ваша „Каштанка“ действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушёвки в деталях, — это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или почему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу».

Положительные отзывы о рассказе писали В. А. Гольцев, М. О. Меньшиков, О. Р. Васильева, профессор-невропатолог Г. И. Россолимо и другие. Только Р. А. Дистерло, ссылаясь на «Каштанку», упрекал писателя за поверхностное отношение к жизни.

Выход отдельного издания рассказа в 1892 году был отмечен волной положительных отзывов. В. Н. Сторожев в своей рецензии, подписанной инициалами В. Н. С. и опубликованной в журнале «Библиографические записки», утверждал, что «Каштанка» — «прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор». По мнению рецензента, «Каштанку» можно «выставить как образец лёгкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый». Отдельной похвалы литературного критика удостоились иллюстрации к рассказу, выполненные художником С. С. Соломко[5].

Автор «Библиографических заметок» в газете «Русские ведомости», подписанный буквами SS, полагал, что «лёгкий юмор сообщает ещё более привлекательный характер рассказу». С его точки зрения, «книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями»[5].

Н. Е. Эфрос, опубликовавший свою рецензию в газете «Новости дня» (1892, № 3118) под псевдонимом «Д-т», отмечал, что «Каштанка» — не только детский рассказ: «…в нём слишком много тонкой отделки, рассчитанной не на детское понимание, слишком много прекрасных, чисто чеховских деталей, которые доставят эстетическое удовольствие вам и вызовут, пожалуй, зевоту у вашего юного наследника». В качестве примера подобных рассуждений критик приводил главу рассказа «Беспокойная ночь». При этом далее добавлял: «А меж тем, именно эти страницы покажутся вам более интересными; вы невольно почувствуете всю их глубокую правду и в своеобразно окрашенных животных настроениях узнаете то, что не раз, быть может, переживали сами. Вы вспомните кстати несколько аналогичных страничек из „Скучной истории“ того же Ан. П. Чехова — и увидите, как много в них общего, несмотря на всю разницу действующих лиц (поневоле приходится сей почтенный титул приложить к дуровским ученикам)…»[5]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Газета «Новое время». — 1887. — 25 декабря. — № 4248. — С. 1—2.
  2. Дуров В. Л. Мои звери. — М.: Молодая гвардия, 1927. — С. 59.
  3. Чехов А. П. Сборник статей и материалов. Вып. 3. — Ростов н/Д.: Ростов-н/Д: Рост. кн. изд-во, 1963.
  4. Чехов А. П. Каштанка. Примечания.
  5. 123 Примечания к рассказу «Каштанка» // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. — М.: Наука, 1977. — С. 340—352.

Литература[править | править код]

  • Дмитриева Н. А. Каштанка и другие // Послание Чехова. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 159—183. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89826-280-6.

Ссылки[править | править код]

  • Текст произведения в виртуальной библиотеке ФЭБ
  • Мультфильм «Каштанка» на YouTube
  • Информация о реальном событии, лежащем в основе повести
  • Аудиоверсия мюзикла «Страсти по Каштанке»
  • Рецензия на мюзикл «Страсти по Каштанке»

Помесью дворняжки с какой собакой была чеховская Каштанка?

Помесью дворняжки и таксы.

Именно с описания внешнего вида Каштанки начинается одноименная повесть Чехова, и внешность, а также “родословную”, если так можно выразиться, этой собаки автор описывает таким образом:

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

более года назад

Чтобы ответить на вопрос, помесью какой породы собак с дворнягой была КАштанка, достаточно прочитать самое начало рассказа Чехова. В нем в первых двух строчках идет описание собаки, ее рыжего цвета, схожести с лисицей. Каштанка потерялась, с этого все и началось.

Вот слова из текста:

Ни на болонку, ни на сеттера она не была похожа, ровно как и на пуделя.

Каштанка была похожа одновременно на дворнягу и на таксу. Правильный ответ: А – такса.

Помнится, на иллюстрации в детской книге, где я впервые увидел Каштанку, она была довольно большой собакой, похожей на рыжего сеттера. Художник так видел, наверное. Хотя в тексте сказано, что была она похожа на лису, по крайней мере, мордой. И такое сходство объяснялось именно происхождением от таксы, точнее, такса, как говорится в сказке.

Ответ: А. такса.

Собака Каштанка является главной героиней знаменитого рассказа А.П.Чехова “Каштанка”.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Каштанки в рассказе Чехова “Каштанка”, описание собаки.

Смотрите:
Краткое содержание рассказа
Все материалы по рассказу “Каштанка”
Все статьи по творчеству Чехова

Образ и характеристика Каштанки в рассказе Чехова “Каштанка”: описание собаки в цитатах

Каштанка – молодая собака, помесь таксы с дворняжкой:

“Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой…”

“Услыхав свое имя, помесь такса с дворняжкой вышла…”

О внешности Каштанки известно следующее:

“Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу…”

“…забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил…”

“…подняла вверх свою лисью морду и радостно завыла.”

“И какая ты тощая! Кожа да кости…” (Каштанка плохо питается у своего хозяина-столяра)

Каштанка – энергичная, живая собака:

“От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конно-железки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее.”

Каштанка – хорошая, смешная собака, по мнению мистера Жоржа:

“А ты хорошая, смешная! — сказал незнакомец.”

Каштанка – умная, способная собака:

“Училась она очень охотно и была довольна своими успехами…”

“…учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.”

Каштанка – чуткое существо. Так, собачка действительно переживает, когда на ее глазах умирает ее сосед, дрессированный гусь:

“Но Тетке было скучно, грустно и хотелось плакать. Она даже не понюхала лапки, а пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:

Каштанка не любит музыку, потому что та расстраивает ей нервы:

“Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла.”

“Тетка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.”

Хозяином Каштанки является пьяница-столяр Лука Александрович:

“…Лука Александрыч зашел на минутку к сестре, у которой пил и закусывал…”

“…уже вечерело и столяр был пьян, как сапожник.”

Жизнь Каштанки у столяра Луки нельзя назвать очень благополучной. Хозяин плохо кормит собачку, бьет и кричит на нее. Сын столяра, Федюшка, довольно жестоко играет с Каштанкой. Несмотря на это собака любит своих хозяев и предана им:

“Однако, плохо же кормят тебя твои хозяева! — говорил незнакомец…”

“…первые имели право бить ее…” (о хозяевах Каштанки)

“…он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: «По-ошла вон, треклятая!»…” (сравнение грубого столяра Луки и мистера Жоржа)

“…неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное местечко под верстаком… Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею… Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка.”

Однажды Каштанка теряется на улице, где ее замечает клоун-дрессировщик мистер Жорж. Мужчина берет собачку к себе жить. Он хорошо кормит ее, не бьет и не кричит на нее, в отличие от старого хозяина. Мистер Жорж дает Каштанке новую кличку “Тетка”. Вместе с ней в доме циркача живут и животные – дрессированные кот и гусь. Каштанка по-своему нравится благополучная, сытая жизнь у мистера Жоржа:

“Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество — он дает много есть…”

“…он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: «По-ошла вон, треклятая!»…”

“Прошел месяц. Каштанка уже привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой.”

“Когда она совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса…”

Мистер Жорж учит Тетку (Каштанку) цирковым трюкам. Собачка показывает себя как талантливая артистка:

“…учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.

— Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!”

В конце концов мистер Жорж берет Тетку (Каштанку) на ее первое выступление в цирк. Собачка, волнуясь, выходит на сцену и начинает выступать. В это время в зале среди зрителей оказываются ее старые хозяева – столяр Лука и его сын. Они узнают Каштанку, а та узнает их. После этого все трое вместе уходят домой, а мистер Жорж остается без своей талантливой артистки:

“Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.

— Тятька! — крикнул детский голос. — А ведь это Каштанка!”

Это был цитатный образ и характеристика Каштанки в рассказе Чехова “Каштанка”: описание внешности и характера собаки.

Читайте также:  Что делает кошка когда видит собаку

Смотрите:
Все материалы по рассказу “Каштанка”

Образ собаки в произведении А. П. Чехова «Каштанка»

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

1МБОУ “Гимназия №3”

1МБОУ “Гимназия №3”

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Собака живет рядом с человеком с давних времен. За долгие века она успела занять прочное место и в литературе.Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и литературным героем.

У большинства народов древности собака была в большом почете.Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась в жизни поговорка: “Собака – друг человека”.

Русский народ всегда верил в приметы: если собака качается из стороны в сторону – к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз или копает под окном ямку – быть в доме покойнику; воет, подняв голову – жди пожара. Образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе.

О собаках написаны стихи, поэмы, рассказы, повести, романы.Нет, пожалуй, ни одного крупного писателя или поэта, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам: А. Барто «Он был совсем один»С. Михалков «Щенок».С. Михалков «Трезор»»А. Барто «Уехали»А. Барто «Собака»Л. Андреев « Кусака»

Актуальность

Проблема, поднятая в произведении А. П. Чехова, актуальна и сегодня, т.к. до сих пор много равнодушия и даже жестокого отношения к братьям нашим меньшим.

Цель работы:

-определить роль собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка

Задачи:

Найти материал о роли собак в жизни Чехова.

наблюдение за портретом Каштанки;

наблюдать за поступками собаки;

наблюдать за мыслями собаки;

показать, как образ собаки помогает понять идею произведения;

выяснить, какую роль играет образ собаки в произведении

3. Изучить общественное мнение по проблеме отношения к собакам.

Объектомисследования стал рассказ А.П.Чехова «Каштанка».

Предметисследования: образ собаки в произведении А.П.Чехова «Каштанка».

В работе используются следующие методы исследования: анкетирование, метод анализа, наблюдение.

1. Собаки в жизни А. П. Чехова.

А.П. Чехов очень любил собак породы такса, даже его знаменитая “Каштанка” – это метис таксы. Чуть позже Чехов завел своих собственных такс – черненького Брома Исаевича и рыжую Хину Марковну (бром и хина – это едва ли не самые популярные лекарства того времени). У его брата Михаила так же была такса по кличке Йод. Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Антон Палыч часами разговаривал со своими таксами, писал им письма из заграницы, передавал приветы, втюхивал всем знакомым щенков. Жили Бром и Хина в Мелихововской усадьбе.Знакомы были Чехову и наши проблемы – он тоже переправлял такс между столицами, вот что он писал своему старшему брату, Александру: “Спишись со своим другом Лейкиным, которого ты так любишь, и привези от него двух моих великолепных таксов. Расходы по провозу собак – мои. Я отдам. Это очень милые животные, они будут всю дорогу утешать тебя. Ты их полюбишь, Саша”.И так же искал для них передержку: “…таксы побудут у тебя дня два-три до моего приезда. Извини, что причиняю собачьи хлопоты. Но, что делать, больше не на кого свалить эту чепуху. Ну и конечно же, таксы сразу же построили всю усадьбу, разрыли горшки и всё перепачкали, за что – о как это знакомо – их полюбили еще больше.Таксы Чехова вообще вили веревки из всей семьи, вспоминает Михаил Чехов: “Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, – клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: – “Хина Марковна. Страдалица. Вам ба лечь в больницу. Вам ба там ба полегчало ба-б”. Целые полчаса он проводил с этой собакой.

2. Образ собаки в произведении А.П. Чехова «Каштанка»

Каштанка-главная героиня повести А. П. Чехова.

В литературе есть произведения, которые невозможно было представить без образа собаки. Одним из ярких примеров является «Каштанка» А.П.Чехова.

Об истории создания рассказа «Каштанка».

Известно, что Антон Павлович Чехов любил животных, наблюдал за ними. У него в доме почти постоянно жили собаки, а одно время – даже ручной журавль! В своих письмах друзьям Чехов часто упоминает о любимом коте по имени Фёдор Тимофеевич (в рассказе есть кот с таким именем).

Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов, конечно, слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными он написал свой знаменитый рассказ «Каштанка».

Основа рассказа – история рыжей собаки Владимира Леонидовича Дурова. В жизни эта история имела продолжение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов Каштанка осталась у дрессировщика.

Современники Антона Павловича Чехова были восхищены этим рассказом и спрашивали автора, не пожил ли он некоторое время в собачьей шкуре. Это означает, что они поняли замысел писателя, который хотел посмотреть на мир глазами животных.

Такое заглавие просто и понятно, в название вынесена главная героиня рассказа, которая, имела рыжий окрас шерсти.

Чехову удалось сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного.

Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы.

Один из самых волнительных эпизодов текста.

Тётка выступает в цирке и слышит голоса:

« – Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

– Каштанка и есть! – подтвердил пьяненький, дребезжащий тенорок.

Тётка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. ….Она вспомнила… и с радостным визгом бросилась к этим лицам.»

Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика.

Как ей жилось у обоих хозяев.

«Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «Пошла вон, треклятая!»

Чехов пишет о её жизни: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.

Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.»

У дрессировщика Каштанке жилось лучше, но при первой возможности она возвращается к своим прежним хозяевам. (Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность .В доме хозяина часто с ней играли.)

Собака радостно откликается на голоса во время выступления, радуется возвращению к прежнему своему состоянию, а её жизнь у дрессировщика представляется ей длинным, перепутанным, сном.

Читайте также:  Как можно назвать имя для собаки

Чехов показал нам, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, с ним можно посидеть рядом, погреться. И мы, люди, должны понимать это и не обижать «братьев наших меньших»)

В своём произведении Чехов использует художественный приём -метафору.

Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Метафора служит для эмоционального приукрашивания разговорной речи. Зачастую она вытесняет первоначальный смысл слова. Метафора используется не только в разговорной речи, но и выполняет определенные функции в литературе. Она позволяет придать предмету, событию некий художественный образ..

Портрет Каштанки

Каштановый цвет – цвет огня, цвет домашнего очага. Каштанка – ласковое имя, от него веет теплом, домом. У каштана вся верхняя кожица в шипах, а под ней ядрышко. Так и в Каштанке. Для знакомого, родного она опускает шипы и вынимает серединку – свою душу и сердце.

Незнакомцу имя безразлично, оно отходит на второй план, главное – репетиции, концерты. Тетка – холодное, бездушное имя.

В описании портрета собаки присутствует метафора, которая делает его образным, ярким и приближает описание собаки к описанию человека. Собаке дано теплое, домашнее имя.

Поступки Каштанки

«Каштанка бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка онаостанавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?» А.П Чехов приближает описание поступков собаки к описанию поступков человека.

Сны Каштанки

Все сны Каштанка видит в разные периоды её пребывания у незнакомца, все они говорят о том, что героиня грустит о своём «уютном местечке» под верстаком, страдает, прощает обидчику Федюшке все обиды. Она привыкла жить у нового хозяина, но память о её прежней жизни очень свежа.

Многие её черты присущи человеку.(Домовитая, беспокойная, чуткая, старательная.)

Мысли Каштанки

«как могло случиться, что она заблудилась?», «нет, так жить невозможно, нужно застрелиться!», «решала вопрос: где лучше − у незнакомца или у столяра?»)

Мысли собаки похожи на мысли человека.

С помощью метафоры Чехову удается приблизить описание жизни собаки к описанию жизни человека.

Произведений, которые показывают эту актуальную проблему, в русской литературе очень много. Одни показывают недобросовестных, безответственных хозяев, и, как итог, страдающее животное. В других случаях, напротив, пример истинной любви и дружбы человека и животного.

Неслучайно ведь, что во многих городах России поставлены памятники Каштанке. Материал о памятниках можно прочитать в Приложении.

Произведение А.П.Чехова «Каштанка» учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим.

Знакомясь с такими книгами, возникает понимание, что нас окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.

3.Анкетирование и его результатыНа основе моих размышлений, решила выяснить, есть ли у современных детей опыт общения с собаками, знают и читают ли дети художественные произведения о собаках и как эти факты оказывают влияние на характер детей, их нравственные качества.Мною было разработано и проведено анкетирование среди обучающихся 2-4 классов (37 человек)Я получила следующие результаты.Любите ли вы собак?( Да-90%, нет-10%)

Считаете ли вы, что собака – друг человека?( Да-97%, нет-3%)

Любите ли вы произведения о животных?(да-80%,нет-20%)

Назовите произведения и фильмы, в которых собака является героем.Популярные ответы:А.П. Чехов «Каштанка» – 11%;Фильм «Бетховен» – 28%;Фильм «101 далматинец» -61 %;Есть ли (была ли) у вас дома собака?(да-82%, нет-18%)

Вы когда-нибудь кормили бездомную собаку? (Да-90%, нет-10%)Как помочь бездомным собакам? Распространённые ответы:

построить для них приюты;-48%

искать собакам хозяев;16%

наказывать тех, кто бросил собаку.12%

На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что в нашей школе обучаются неравнодушные люди, которые прошли через общение с собакой и любят это животное. Но, к сожалению, современные школьники очень мало читают и поэтому не имеют возможности видеть разные примеры доброго отношения к животным.

Чтобы привлечь внимание к проблеме отношения к собакам, поделиась впечатлениями о прочитанном на классном часе.

ЗаключениеМы видим, что образ собаки действительно очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте, чего иногда так не хватает человеческому обществу.Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

Используемая литература:

1.А.П. Чехов «Рассказы» – Издательство «Детская литература» Москва, 1971 г2.Толковый словарь русского языка / Авт.сост. С.И.Ожегов ред. Л.И. Скворцов, изд. «Оникс» 2010

3. Биография А.П. Чехова: izbrannoe.com/news/lyudi/anton-pavlovich-chekhov-i-ego-taksy/

4.Сайты, содержащие тексты о собаках: ekzotika.com

5.Памятник Каштанке: https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298539-d11930611-Reviews-Monu

-Понятие метафора https://infoogle.ru/chto_takoe_metafora.html

Памятники Каштанке в городах России

Скульптурная композиция «Египетская пирамида» открыта в Таганроге.

Источник



Порода собак: русская каштанка

Одна из самых необычных пород собак — русская каштанка. Появилась она буквально 15-20 лет назад. Вывели ее селекционеры, проживающие во Владивостоке. Они старались создать новую породу максимально похожей на собаку из повести Чехова «Каштанка». Надо сказать, что им это удалось в полной мере. В создании породы участвовали собаки следующих пород: померанский шпиц, чихуахуа и такса. Стать владельцем щенка русской каштанки сегодня сложно. В мире живет не более сотни особей, но селекционеры пообещали удвоить количество животных в два раза в ближайшем будущем.

Внешний вид Русской Каштанки

Увидев на улице представителя этой породы, рядовой человек может подумать, что перед ним рядовая беспородная собака. На самом деле это будет питомец, выведенный отечественными селекционерами. Русская каштанка получила от природы крепкое телосложение, а также:

  • короткую, но округлую мордочку. Она пропорциональна размерам тела;
  • сухие черные губы, которые плотно прилегают к челюсти;
  • маленькие, но частые и острые зубы;
  • голову с четко выраженным переходом от мордочки ко лбу;
  • средних размеров округлые глаза с коричневой радужкой глаз;
  • короткую шею, которая кажется еще меньше из-за крупного шерстяного покрова;
  • прямые сильные лапы. Слегка расставлены в сторону по отношению к телу;
  • высоко посаженный хвост «саблевидной формы». Имеет среднюю длину и не купируется. Хвост покрыт длинной шерстью. Животное опускает его, если чем-то встревожено;
  • коричневый нос с еле заметными прожилками.

Стандарты породы не определены, но в скором будущем русская каштанка пополнит мировой реестр пород. Что касается окраса, то собаки, выведенные отечественными селекционерами, могут иметь рыжую, оранжевую, а также красноватую шерсть. Живот у животных покрыт белой шерстью. Порода формируется и возможно, что в ближайшие годы появятся представители русской каштанки с коричневой, черной и белой шерстью. Тело покрыто небольшими пятнами всевозможных оттенков.

Какой характер достался Русской Каштанке?

За счет того, что одним из предков русской каштанки была такса, животное получилось весьма активным. Также передались ей и охотничьи навыки. Энергии у собаки хоть отбавляй. Она будет с удовольствием прыгать, лаять и пытаться привлечь к игре окружающих как дома, так в частном дворе и на улице. Русская каштанка это еще и любознательное животное, которое не прочь новых знакомств, как с сородичами и людьми. Представители породы будут относиться к пришедшим гостям и малознакомым людям, как к своим хозяевам. Русскую каштанку можно смело доверить на время друзьям, если требуется покинуть на время дом. Собака за пару минут освоится на новом месте и отсутствие хозяина не приведет к стрессу.

Представители породы доброжелательные и мирные, но к тому же и воинственные. Русская каштанка вступит в схватку даже с собакой, которая значительно больше ее по размерам. В обиду животное не даст себя. Представители недавно выведенной породы не потерпят чужаков на своей территории. Их ждет предупредительная трепка. Русская каштанка по своей натуре лидер и будет постоянно пытаться доказать это окружающим четвероногим сородичам.

Не стоит заводить питомца этой породы, если в доме живет собака другой, склонной к лидерству, породы. Животные будут постоянно ссориться и могут даже нанести увечья друг другу. Русская каштанка не переносит кошек. Кошки для этой собаки являются дичью, за которой они будут охотиться. Представители породы отличаются еще и общительностью. Одиночество для них крайне опасно. Если оставить животное на несколько дней одного, то владелец встретит злого и раздражительного питомца. Общение должно быть обязательно составляющей их жизни.

Русская каштанка любит детей. Особенно если это малыши дошкольного возраста. Им легко удается найти общий язык. Нередко представители породы часами наблюдают за тем как играют дети, а порой и сами пытаются присоединиться к игре. Русская каштанка будет отличным охранником для ребенка. Ценой жизни она будет отважно защищать его от любой опасности и громко лаять. Верна каждому члену семьи и не пытается выделить лидера, которого будет безоговорочно слушать.

Дрессировка Русской Каштанки

Представители породы оказались крайне податливы к воспитанию. Их легко обучить многим командам. Наказывать русскую каштанку не придется. Она понимает все с полуслова и быстро исправит допущенную оплошность. Питомцы будут всегда удивлять своих владельцев скрытыми талантами и сообразительностью, как у таксы.

Животное этой породы будет комфортно себя чувствовать, как в городских апартаментах, так и в загородном доме с большой придомовой территорией. Желательно чтобы русская каштанка жила в одной комнате с одним из членов семьи или хотя бы под одной крышей с ним. Это позволит собаке быстро социализироваться и обучиться хорошим манерам. Не селить питомца в будку или вольер. В таком случае он может стать «громким» и легковозбудимым по любой причине.

Соседям постоянный лай точно не придется по душе.
Русская каштанка должна время от времени получать разрядку. Примерно раз в неделю бегать с ней на стадионе или в лесу, а также штурмовать препятствия на специальных площадках. Хорошее поведение в этом случае гарантировано. Неприятные поведенческие черты возникнут у животных, которые подолгу сидят в «четырех стенах». Для дрессировки щенка русской каштанки можно пригласить специалиста или отдать на время четвероногого любимца семьи в кинологический центр. Тут животное обучат командам и приучат к туалету. Постараться приобрести небольшую подушку, которую выделить как место для сна каштанки.

Читайте также:  Веймаранер собака с человеком

Кормление Русской Каштанки

В течение двух месяцев после рождения единственным питанием щенка русской каштанки является материнское молоко. После этого срока животное начинает употреблять в пищу сухой корм, овощи и мясо. Стараться не кормить русскую каштанку рыбой, что может вызвать проблемы с пищеварением. В сухом корме содержится масса витаминов и микроэлементов. Дополнительно давать собаке витаминные комплексы в этом случае не потребуется. Если кормить обычной пищей, то без этих витаминных комплексов никак не обойтись. Они помогают сохранить шерсть густой и красивой. Подножным кормом русскую каштанку не кормить. Проблемы со здоровьем будут гарантированы. Не экономить на сухих кормах. В недорогих кормах много крахмала, который приводит к снижению обмена веществ и к ожирению животного.

Периодически можно давать собаке отварные овощи и фрукты. Стараться придерживаться одного рациона. Если требуется сменить его, то делать это поэтапно. Корм для питомца должен быть комнатной температуры. Следить за тем, чтобы миска рядом с пищей была наполнена чистой водой.

Молочными продуктами русскую каштанку не кормить. Из-за них может начаться понос, а также вздутие. Постараться отучить есть найденную на улице пищу.
Требуемый уход за четвероногим членом семьи.

Как уже было сказано выше, чтобы русская каштанка хорошо выглядела, ее следует кормить подходящей пищей, время от времени выгуливать, а также следить за шерстяным покровом. От природы, а также благодаря селекционерам, представители породы получили густой и длинный покров. После недолгой прогулки следует вычесывать его щеткой.

Русская каштанка отличается усидчивостью и поэтому расчесывать ее шерсть легко и просто. Во время линьки шерсти будет много. Ее можно будет собирать с туловища и живота буквально руками.Что касается купания, то стараться мыть питомца по мере необходимости. Если купать часто, то животное быстро останется без нижнего слоя шерсти, который защищает кожный покров от паразитов и холода.

Раз в несколько дней осматривать глаза и зубы каштанки. Если на зубах появился желтоватый налет, то купить специальный корм, который предназначен для борьбы с ним. Из уголков глаз слизь удалять тампоном. Русская каштанка обладает хорошим здоровьем. Раз в год следует посещать ветеринара. Порода новая и еще не были определены заболевания, к которым собаки предрасположены.

Не затягивать с визитом к специалисту ветеринарной клиники, если питомец стал унылым и потерял аппетит.

Потомство и цена щенков Русской Каштанки

Русская каштанка — это собака небольших размеров. В ее потомстве бывает от 1 до 4 щенков. Самки русских каштанок отличные матери. Они трепетно относятся к щенкам и на период вскармливания потомства отказываются от игр и общества домашних членов семьи. Желающих видеть в своем доме представителя этой новой породы сегодня очень мало. О каштанках крайне мало информации в интернете, а основные питомники расположены на востоке страны.

Чтобы обрести питомца, выведенного отечественными селекционерами, придется ехать именно во Владивосток. Цена на щенят символичная. За трехмесячного малыша попросят не более пяти тысяч рублей. Что касается документов, то они могут идти со щенком, либо будут отсутствовать. В новом доме подрастающий представитель новой породы быстро познакомится с членами семьи и станет чувствовать себя свободно и вольготно.

Продолжительность жизни

12 лет — это минимальная продолжительность жизни представителей породы. Некоторые животные доживали до 14 и 15 лет. Учитывать что эти цифры характеры в том случае, если собаку кормили вовремя и сделали необходимые прививки.

Источник

Какой породы собака играла роль Каштанки в одноименном фильме?

Удивительно, как люди любят выискивать породу в дворняжке. .
Да, дворняг друг на друга похожих полно, и хотя вы единственная кто «про дворнягу от балды» не пишет и разглядели породу «без всяких левых примесей» и не вижу смысла что-то доказывать в таком случае, все же позволю себе дать определение неких терминов
«Селекция (от лат. selection – отбор, выбор) – это наука о получении новых форм растений, животных и микроорганизмов с ценными для человека свойствами. Итогом селекционных работ являются сорт растений, порода животных, штамм микроорганизмов. Сорт растений или порода животных – это совокупность особей одного вида, созданная в результате селекции и обладающая определенными, передающимися по наследству, морфологическими, биологическими, хозяйственными признаками и свойствами. »
«Порода — совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся: а) определенными наследственными особенностями, б) наследственно закрепленной продуктивностью, в) экстерьером. »
Если вы считаете, что у дворняги на фото родятся точь в точь такие же щены, и так будет из поколения в поколение и никакие «левые примеси» не вылезут, то вы неправы. Поэтому так важна родословная и чистопородность в разведении — чтобы отследить всех предков собаки и с уверенностью говорить о ее принадлежности к той или иной породе.

А раз хотите такого рыжика себе домой и много их встречали на улице, так вообще проблемы не вижу, забирайте домой и все.

Источник

Антон Павлович Чехов и его любимые собаки

Существует множество воспоминаний и исследований, кто из великих людей любил каких животных, и как животные становились героями художественных произведений. Антон Павлович Чехов всегда любил собак и не слишком жаловал котов.

Многим ценителям творчества Антона Павловича Чехова известно, что он очень любил такс, даже его знаменитая «Каштанка» — это «помесь таксы с дворняжкой», и Чехов весьма сурово отчитывал иллюстратора, который нарисовал Каштанку «бульдогом вместо таксы»

Собаки с разными характерами и судьбами неоднократно появлялись в произведениях Чехова от «Каштанки» (помесь таксы и дворняжки) и «Дамы с собачкой» (шпиц) до «Вишнёвого сада.» Собака также стала причиной скандала в рассказе «Хамелеон.» Существует даже литературное исследование творчества Чехова, в котором аккуратнейшим образом подсчитано, что на каждую тысячу слов в произведениях классика глагол «лаять» встречается семь раз, глагол «кусаться» — пять раз, глагол «тявкать» — три раза, и так любимое народом словосочетание «сукин сын» — всего один раз.

В марте 1892 года Антон Павлович с семьею переехали жить в усадьбу Мелихово.

Там Антон Чехов завел своих собственных такс — черненького Брома Исаевича и рыжую Хину Марковну (бром и хина — это едва ли не самые популярные лекарства того времени). У его брата Михаила также была такса по кличке Йод. Дочку Хины и Брома звали Селитрой. Антон Палыч часами разговаривал со своими таксами, писал им письма из заграницы, передавал приветы, раздаривал всем знакомым щенков. Жили Бром и Хина в в Мелиховской усадьбе.

Конечно же, таксы сразу перевернули всю усадьбу, разрыли горшки и все перепачкали: «Вчера, наконец, прибыли таксы, добрейший Николай Александрович. Едучи со станции, они сильно озябли, проголодались и истомились, и радость их по прибытии была необычайна. Они бегали по всем комнатам, ласкались, лаяли на прислугу. Их покормили, и после этого они стали чувствовать себя совсем как дома.
Ночью они выгребли из цветочных ящиков землю с посеянными семенами и разнесли из передней калоши по всем комнатам, а утром когда я прогуливал их по саду, привели в ужас наших собак-дворян, которые отродясь не видали таких уродов.
Самка симпатичнее кобеля. У кобеля не только задние ноги, но и морда, и зад подгуляли. Но у обоих глаза добрые и признательные. Чем и как часто кормили Вы их? Как приучить их отдавать долг природе не в комнатах? И т.д. Таксы очень понравились и составляют злобу дня. Большое Вам спасибо», — писал А.П.Чехов Лейкину.

Лейкин — это хозяин родителей чеховских такс, Апеля и Рогульки — ему Антон Павлович регулярно докладывает о жизни любимцев: «Таксы Бром и Хина здравствуют. Первый ловок и гибок, вторая неуклюжа, толста, ленива и лукава. Первый любит птиц, вторая тычет нос в землю. Оба любят плакать от избытка чувств. Понимают, за что их наказывают. У Брома часто бывает рвота. Влюблен он в дворняжку. Хина все еще невинная девушка. Любит гулять по полю и лесу, но не иначе, как с нами. Драть их приходится почти каждый день; хватают больных за штаны, ссорятся, когда едят, и т.п. Спят у меня в комнате».

А вот воспоминания Михаила Чехова:

«Бром и Хина были таксы, черненький и рыженькая, причем у Хины были такие коротенькие, все в сборах ножки, что брюхо у нее чуть не волочилось по земле. Каждый вечер Хина подходила к Антону Павловичу, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела ему в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил:
— Хина Марковна. Страдалица. Вам ба лечь в больницу. Вам ба там ба полегчало ба-б.
Целые полчаса он проводил с этой собакой в разговорах, от которых все домашние помирали со смеху.

Затем наступала очередь Брома. Он так же ставил передние лапки Антону Павловичу на коленку, и опять начиналась потеха.
— Бром Исаевич! — обращался к нему Чехов голосом, полным тревоги. — Как же это можно? У отца архимандрита разболелся живот, и он пошел за кустик, а мальчишки вдруг подкрались и пустили в него из шпринцовки струю воды. Как же вы это допустили?
И Бром начинал злобно ворчать».

Таксы прожили всю жизнь в Мелихове, но с Чеховыми только пять лет: по неизвестной причине их не взяли в новый дом в Ялте, оставив вместе с имением новому хозяину. Эту разлуку собаки не вынесли и обе погибли в течение следующего года: вежливый Бром одичал и заболел бешенством, а ласковая Хина пострадала в драке.

Но сегодня, как и прежде, две бронзовые таксы — верные Бром и Хина — ждут своего хозяина на лужайке в Мелихове, стерегут фуражку с яблоком, заглядывают умильно в глаза посетителей. Ну, и конечно, приносят им счастье. Главное — носы потереть:

22 декабря 2012 года в подмосковном музее-заповеднике «Мелихово» установили памятник таксам Чехова.
Автор памятника – член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Александр Рожников. Скульптуру он создал от большой любви к великому писателю и совершенно безвозмездно, а средства на бронзу и камень собирали всем миром.

Источник