Меню

Портрет графа шереметева с собакой

Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 305. Аргунов Иван Петрович(1729-1802).

Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома в Петербурге и усадьбы Кусково под Москвой, — Иван Петрович Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов — художников и архитекторов.
Будучи крепостным и не имеющим специального художественного образования, Иван Аргунов смог построить замечательную карьеру выдающегося и проницательного мастера, достойную внимания и самых высоких оценок по сей день.
В 1750-е годы авторитет Аргунова был столь велик, что в 1753 году по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны именно к нему в мастерскую были направлены три ученика «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи.Пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подмастерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров.
Высоко отзывался об Иване Аргунове его современник, видный деятель Академии наук Якоб Штелин. В своих «Записках об изящных искусствах в России» автор отмечает, что «Иван Аргунов превосходно преуспел, особенно в портретах в лучшем вкусе и изрядно обогатил графскую галерею»

Крепостными крестьянами Аргуновыми владел сначала князь А.М.Черкасский, а с 1743 года — граф П.Б.Шереметев, к которому они перешли в качестве приданого его жены, княжны В.А.Черкасской. Шереметевы принадлежали к одному из самых именитых и знатных русских дворянских родов, вписавших свои имена в историю России.Борис Петрович Шереметев (1652–1719) прославил себя ратными подвигами, став в России первым генерал-фельдмаршалом. Получив от Петра I также первый в России графский титул, он явился основателем графской линии рода Шереметевых.
«Портрет графини Толстой, урождённой Лопухиной», 1768 год. холст, масло 93×78, Киевский музей русского искусства
Украина

Шереметевские крепостные мастера Аргуновы славно потрудились на ниве русской художественной культуры середины ХVIII — начала ХIХ веков. Нам несколько имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов — «урных дел мастер» (каменщик, лепщик), архитектор Федор Аргунов, один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге; двоюродные братья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына: архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра, и художники-портретисты Николай и Яков. Нередко пути художников и архитекторов Аргуновых пересекались над созданием одних и тех же памятников.
«Портрет М. Н. Ветошникова». 1787 год. холст, масло 86 х 67.5 см Государственная Третьяковская галерея
Москва

Родился Иван Петрович Аргунов летом 1729 года(точной даты не сохранилось)в семье крепостного князей Черкасских.
Мальчик рано остался без родителей. Рос и воспитывался будущий художник у своего петербургского дяди С. М. Аргунова: он служил управителем «Миллионного дома» своего хозяина… Дядя был человеком любопытным, энергичным и, когда рассмотрел в парнишке искорку таланта, тут же дал знать об этом графу Шереметеву. Шереметевы любили искусство, боготворили театр. Их крепостные, имевшие склонность к какому-либо искусству, получали основательное образование по той или иной «творческой специальности». Из Ивана Аргунова задумал граф сделать «домового» живописца.
«Портрет Т. А. Ветошниковой». 1786 год. холст, масло 85.2х67.5 см Государственная Третьяковская галерея
Москва

Никакого специального художественного образование Иван Аргунов не получил. Художественное воспитание будущего мастера проходило в 1740-е годы, когда обучение русских художников не было еще сосредоточено в специальном учебном заведении — Академия художеств была открыта значительно позже, в 1758 году.Первым учителем будущего художника стал его двоюродный брат Федор Леонтьевич Аргунов, воспитанник Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Развивая в своем творчестве традиции петровского искусства, он, безусловно, оказал большое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего родственника.
«Портрет А.П.Зиновьева» 1760-е годы Холст, масло 61х48 Музей-усадьба Останкино

Судя по всему, в 1746-47 годах Иван Аргунов учился у Георга Христофера Гроота, немецкого живописца на русской службе, придворного художника императрицы Елизаветы .
«Богоматерь» 1753 год, Холст, масло 202х70,5 Государственный Русский музей

Известный маэстро Георг Христофер Гроот (1716—1749) был приглашен в Россию из Штутгарта в 1743 году, как раз в то время, когда российский трон заняла дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Мастерство «малера» Гроота отвечало запросам царского двора, требованиям высшего общества — ведь он использовал звучные, нарядные краски, был очень внимателен к деталям, стремился передать великолепие и пышность модного тогда стиля барокко. С 1746 года он — придворный живописец, писавший портреты Елизаветы Петровны, великих князей Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны, впоследствии ставших государями Петром III и Екатериной II. Гроот учил юношу Аргунова тому, что умел виртуозно сам: дотошно выписывать детали, наполнять полотна радостными звуками ярких красок, учил писать парадные, несколько театральные портреты, писать иконы.
«Спаситель» 1753 год Холст, масло 198х71 Государственный Русский музей

В 1747 году вместе с Гроотом молодой живописец исполнил иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца под Петербургом и для Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753?), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур.
«Иоанн Дамаскин» 1749 год, Холст, масло 148х58 Музей-заповедник Царское Село

Иконы Иван Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
Из Санкт-Петербурга Иван Аргунов вернулся сложившимся художником, и, конечно же, графская семья оценила его таланты и умения.
«Портрет графини А.П.Шереметевой-старшей» 1768 год Холст, масло 142х111, Музей-усадьба Кусково, Москва

Одни из первых произведений, дошедших до наших дней, приходятся на начало 1750-х годов. Одна из таких работ — картина под названием «Умирающая Клеопатра», написанная художником Иваном Аргуновым в стиле классического рококо в 1750 году. «Умирающая Клеопатра». 1750 год, холст, масло, 56,7×42,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этом же году из под кисти художника выходит замечательный портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского, офицера Конного гвардейского полка, родственника графа Петра Борисовича Шереметева (1750).Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский — поручик, от которого происходят по мужской линии все князья Лобановы-Ростовские XIX-XXI вв. Принадлежал к той старшей линии рода Лобановых-Ростовских, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, которая не блистала талантами, но известна была своим необыкновенным чадородием. Он женился в 1752 году на одной из самых красивых женщин своего времени − княжне Екатерине Александровне Куракиной, дочери обер-шталмейстера А. Б. Куракина. Супруги имели пять сыновей и двух дочерей.
«Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского» 1752 Холст, масло 89х70, Государственный Русский музей. C-Петербург

Вскоре, художник создает парный к нему портрет жены Лобанова-Ростовского Екатерины Александровны (1754).Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина— племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной; родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Троюродная сестра императора Петра II. Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной. Получила превосходное воспитание и образование. Мать её очень любила вести светский образ жизни, поэтому всех дочерей своих рано начала вывозить. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц.
«Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской» 1754 год, Холст, масло 81,5х62,5 Государственный Русский музей

Портрет княгини особенно хорош. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
«Портрет графа П.Б.Шереметева» 1753 год, Холст, масло 135х103 Государственный Эрмитаж, С-Петербург

Последующие произведения создаются Аргуновым в стиле парадного портрета, во всем его великолепии и изображении дворянских особ в изысканных нарядах на фоне шикарных апартаментов. Одним из таких произведений и является великолепный портрет Петра Шереметьева с собакой, написанный в 1753 году.
Также очень интересен портрет Анны Петровны Шереметевой, написанный чуть позднее. Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П.Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А.М. Черкасского. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».
«Портрет графини А.П.Шереметевой-младшей», Вторая половина 1760-х Холст, масло 72,5х56,7 Музей-усадьба Кусково

Помимо творческой деятельности живописец реализовал себя как талантливый педагог. В 1753 году к нему в мастерскую по личному распоряжению императрицы Елизаветы Петровны были направлены три ученика, бывшие певчие придворной капеллы, А. Лосенко, К. Головачевский и И. Саблуков. Пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подмастерьями», а вскоре назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. А. П. Лосенко, стал позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский — инспектором Академии художеств.
«Портрет неизвестного в красном кафтане». 1779 год, Холст, масло 60х47 Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В 1757 году Иван Аргунов написал не по заказу, а по велению души парные портреты четы Хрипуновых.
«Портрет К.А.Хрипунова»,некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел. 1757 год, Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино

Козьма Аксентьевич Хрипунов со своей женой жил «по найму» в «Миллионном доме» — там же, где и Аргунов. В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип своеобразного камерного портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.
«Портрет Хрипуновой» 1757, год Холст, масло 73х57,5 Музей-усадьба Останкино

Произведения периода 1750–1760-х годов знаменуют новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В конце 1750-х — середине 1760-х годов Аргунов создает еще два парных портрета, на этот раз изображая себя и свою жену, правдиво, жизненно, достоверно, без всякой идеализации, принятой в те времена. В «Портрете неизвестной» и последующих художник создает совершенно новый тип изображения — «интимный портрет». Художник словно оголяет души своих героев, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру, изображены преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.
«Портрет неизвестной (Портрет жены художника(?))» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 83,5х64 Государственный Русский музей

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е годы. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге. Естественно, всё это время Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых. Сочетанием ослепительной нарядности костюмов, представительности поз с очень правдивой, лишенной идеализации трактовкой лиц отличаются парные портреты Варвары Алексеевны и Петра Борисовича Шереметевых. Графиня Варвара Алексеевна Шереметева, супруга графа П.Б. Шереметева была единственной дочерью канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского от брака с княжной Марией Юрьевной Трубецкой
«Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой». 1760 год, Холст, масло 92 x 73,5 Московский музей-усадьба «Останкино», Москва

Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые «искали руки княжны», ради выгодного приданного. Но ее гордая мать ждала для дочери какого-то сказочного принца, а сама княжна была одной из самых разборчивых невест того времени: капризная кокетка, гордая своей красотой, знатностью и богатством, она забывала, что «время летит и более не возвращается» и заслужила прозвище «тигрицы», данное ей хорошо знавшей ее княжной Марией Дмитриевной Кантемир. Благоразумные люди находили, что, «если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной». За княжну Черкасскую сватались бле­стящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир; но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения , а сватовство Кантемира так и не состоялось.
«Портрет графини А. П. Шереметьевой», 1768 год. холст, масло, 89.8 х 71 cм,, Музей Тропинина и московских художников его времени, Москва

Читайте также:  Как зарегистрировать родословную собаки

При самом воцарении Елизаветы княжна В.А. Черкасская была из фрейлин пожалована в камер-фрейлины и получила в виде особого подарка портрет Императрицы. В это время княжна достигла уже возраста, который, по понятиям того времени, был совсем безнадежен для брака. Но богатства князей Черкасских заменили княжне недостаток молодости. «Молодой», которая была уже не молода к тому моменту, подыскали жениха, хотя и знатного, но не слишком блестящего, в лице графа Петра Борисовича Шереметева, бывшего на полтора года моложе невесты. Таинство брака счастливо совершилось, при этом графиня была пожа­лована в статс-дамы.
«Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева», 1760 год. Холст, масло 92 x 73,5 Московский музей-усадьба «Останкино», Москва

Также среди работ художника того времени выделяется «Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве», на котором представлен сын Петра Борисовича, очаровательный в расшитом комзоле.
«Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве», 1750-е годы, Холст, масло 56,7 x 47,5 Музей-усадьба Кусково, Москва

В результате дворцового переворота, произошедшего 28 июня 1762 года, на престол взошла Екатерина II, ознаменовавшая начало «века Екатерины». Восторженные оды по поводу этого события были написаны Майковым, Ломоносовым, Петровым, Державиным, славившим «Фелицу». Русские и иностранные живописцы создали бесчисленное множество ее парадных портретов.
В 1762 году Иван Петрович Аргунов получил ответственный заказ — ему было заказано для сената создание портрета императрицы Екатерины II. Портрет был выполнен в традициях парадного портрета. Монаршая особа на нём была представлена в подчёркнуто театральной позе, взгляд её был направлен на зрителя сверху вниз. Аргуновым был со всей тщательностью выписан пышный антураж (фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии). Портрет Екатерине чрезвычайно понравился. Императрица даже посетовала, что не позировала художнику.
«Портрет Екатерины II». 1762 год, Холст, масло 245 х 176, Государственный Русский музей, С-Петербург

В 1767 году Иван Аргунов создает одно из самых пленительных своих произведений — портрет калмычки Аннушки, или Анны Николаевны, воспитанницы жены Шереметева, к тому времени уже покойной. Аннушка на портрете держит в руках портрет своей умершей хозяйки,как бы демонстрируя его зрителю.
«Портрет калмычки Аннушки». 1767 год.холст, масло 93×78, Музей-усадьба Кусково, Москва

В конце 1760-х годов Иван Петрович Аргунов исполнил портреты членов семьи богатейших купцов Лазаревых, поставлявших двору того времени шелковые ткани. Наиболее интересен портрет Анны Акимовны Лазаревой. При этом стоит отметить, что именно в это время художник создал наибольшее число заказных портретов.
«Портрет А. А. Лазаревой» 1769 год. Холст, масло, Музей-усадьба Кусково, Москва.

К 1770-м годам Иван Петрович Аргунов подошел уже зрелым, вполне сложившимся мастером. Основные произведения художника 1770-х годов — портреты контр-адмирала С.К. Грейга (1772 год), Б.В. Шереметева (1775 год), П.В. Шереметева (1770-е), Е.А. Мельгуновой (1777 год).
«Портрет адмирала С.К.Грейга» 1772 год, Холст, масло 135х98 Государственный Русский музей. Самуил Карлович Грейг — российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском и Гогландском сражениях.

«Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире», 1775 год, Холст, масло 62 х 47, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Портрет Мельгуновой Екатерины Александровны». 1777 год. холст, масло, 62.5х47.5 Государственная Исторический музей, Москва

Екатерина Алексеевна Мельгунова, в браке княгиня Волконская. С 1 июля 1847 года — кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (малого креста); с декабря 1848 года — статс-дама. Единственная дочь екатеринского сановника Алексей Петровича Мельгунова от брака с Натальей Ивановной Салтыковой. Была замужем за генерал—лейтенантом князем Дмитрием Петровичем Волконским.
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье» 1760 год Холст, масло 60,5х48,5 Государственный Эрмитаж

В 1785 году стареющий художник, Иван Петрович Аргунов, создает один из самых пленительных в истории русской живописи образов простой русской женщины — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Лицо ее выписано удивительно мягко: нежные голубоватые тени, легкий румянец, розовые губы, перламутровая кожа.
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», 1785 год. Холст, масло, 67 х 53,6 Государственная Третьяковская галерея, Москва

На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм), с которой писался данный образ, в последнее время среди многих искусствоведов и историков живописи появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Она часто выступала в те годы в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Ее привилегированное положение в труппе было очевидно: в 1800 году она получила вольную и 5000 рублей на приданое, была замужем за домашним врачом графа Н.П.Шереметева — надворным советником Лахманом. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я.Б.Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В.П.Колычева и другие.
«Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны», 1762 Холст, масло 131х95 Музей-усадьба Кусково

С конца 1780-х годов Иван Петрович Аргунов практически отошел от художественной деятельности. В 1788 году он был назначен управителем Московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа, что фактически лишило его возможности заниматься каким-либо творчеством. Художник вынужден был покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как зрелый мастер, творил без устали, и переехать в Москву. Единственным утешением для него стали сыновья, достигшие к тому времени значительных успехов в искусстве. Павел состоялся, как замечательный архитектор, а Николай и Яков стали известными портретистами.
«Портрет князя И.П.Голицына». 1760-е годы, Холст, масло 56 х 42, Самарский областной художественный музей
Самара,

Умер Иван Петрович Аргунов зимой 1802 года в Москве. Умер он крепостным, но был ли он несчастным? Дом графа Шереметева был и его домом, а вольному художнику Аргунову фактически пойти было некуда. А Николай Петрович вольную все же дал: в 1816 году по графскому завещанию отпустили на все четыре стороны сына Ивана Петровича Аргунова — Николая, тоже замечательного художника.
В целом работы художника обозначили начало нового этапа в процессе освоения общеевропейских принципов портретного искусства и послужили связующим звеном между живописью середины XVIII века и творчеством выдающихся портретистов второй половины столетия — Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Холст, масло. 86.5 x 71.5 см. Музей-усадьба «Останкино»

Произведения Ивана Петровича Аргунова находятся во многих музейных собраниях нашей страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» и достойно украшают многочисленные частные коллекции.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .

18+ © 2013—2021. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

«Студия-И» разрешает неограниченное копирование и распространение изображений исключительно тех произведений искусства, которые относятся к общественному достоянию.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.

Источник



—>РЕСТАВРАЦИЯ —>

РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. И.П.АРГУНОВ

АРГУНОВ Иван Петрович (1729(?) – 1802, Москва)

Живописец, портретист, иконописец.

до 1743 — Крепостной князя Черкасского.

1743 – крепостной графа П.Б.Шереметева

1746-1749 – обучение живописи у немецкого художника Г.К.Гроота

1750 – картина «Умирающая Клеопатра». Характерна барочно-рокайльная стилистика.

1750 – портрет И.И.Лобанова – Ростовского

1754 – портрет Е.А.Лобановой-Ростовской (парный к портрету Лобанова-Ростовского). Постановкой фигуры и жестко написанными складками платья напоминает работы Гроота.

1753-1758 – по просьбе Елизаветы Петровны обучение живописи четырех молодых людей: А.П.Лосенко, К.И.Головачевского, И.С.Саблукова (фамилия четвертого не сохранилась).

1757 – изображение четы Хрипуновых

1767 – изображение калмычки Аннушки

1768 – изображение Н.Толстой, урождённой Лопухиной

1769 – парные портреты Л.Н. и А.А.Лазаревых, а также М.Л. и А.В.Лазаревых

Кон.1750-х – нач.1760-х – парные изображения неизвестного художника и его жены, предположительно автопортрет Аргунова и его супруги Марфы Николаевны. Работы эти исключительно важны для развития русской живописи XVIII в., так как предвосхищают появление камерных портретов.

1753 – «Портрет графа П.Б.Шереметева с собакой». Композиционно повторяет изображение князя А.В.Куракина кисти Ж.-М.Натье, в свою очередь заимствовавшего эту схему у Ф.Депорта.

1760-е – парадные портреты графа и графини П.Б. и В.А.Шереметевых. Мастерски переданы фактуры разнообразных материалов.

1766 – портрет Варвары Петровны, младшей дочери Шереметевых. Превосходно написано свежее девическое лицо с открытым приветливым взглядом.

1753, 1760-е – два ретроспективных (исторических) конных портрета генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева.

1760 –е – ретроспективный поколенный портрет графа Б.П.Шереметева в латах

1768 – ретроспективный поколенный портрет графа Б.П.Шереметева в голубой мантии

1768 – портрет жены графа Анны Петровны (парный к портрету генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева в голубой мантии)

Кон. 1760-х – парные посмертные портреты князя и княгини Черкасских.

Работая над историческими портретами, Аргунов применял единый метод. Как правило, он брал за основу два изображения, выполненные другими художниками, причем только одно из них являлось прижизненным. Другим был парадный портрет (живописный или гравированный), который использовался для решения композиционной работы.

1784 – «Портрет неизвестной в русском костюме». Одно из лучших произведений. Работа созвучна эстетическим воззрениям мыслителей эпохи Просвещения на красоту и благородство простых людей. Последнее значительное произведение Аргунова.

«Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ)

«Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской» (1754, ГРМ)

«Портрет графа П.Б.Шереметева с собакой» (1753, ГЭ)

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева верхом на коне» (1753, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет неизвестного в бархатном кафтане» (1755, ГРМ)

«Портрет К.А.Хрипунова» (парный к портрету Х.М.Хрипуновой, 1757, Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет Х.М.Хрипуновой» (парный к портрету К.А.Хрипунова, 1757, Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет неизвестного художника (автопортрет?)» (конец 1750-х — начало 1760-х, ГРМ)

«Портрет неизвестной (портрет жены художника?)» (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ)

«Портрет графини В.П.Шереметевой» (1766, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет калмычки Аннушки» (1767, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева в голубой мантии» (1768, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет графини А.П.Шереметевой» (1768, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет Н.Толстой, урожденной Лопухиной» (1768, КМРИ)

«Портрет А.А.Лазаревой» (1769, Музей-усадьба «Останкино»)

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет графини В.А.Шереметевой» (1760-е, Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет графа П.Б.Шереметева (1760-е; Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет князя А.М.Черкасского» (1760-е, Музей-усадьба «Кусково»)

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет С.К.Грейга» (1772/1773?, ГРМ)

«Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, ГТГ)

«Портрет Т.А.Ветошниковой» (парный к портрету М.Н.Ветошникова, 1786, ГТГ)

«Портрет М.Н.Ветошникова (парный к портрету Т.А.Ветошниковой, 1787, ГТГ)

Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

Источник

Аргуновы и русская культура

В 2004 году исполнилось 275 лет со дня рождения русского художника Ивана Петровича Аргунова. В нынешнем году — 235 лет со дня рождения его сына, живописца Николая Аргунова. Этим двум датам посвящена проходящая в Государственной Третьяковской галерее выставка произведений И. Аргунова и его сыновей — Николая и Якова. В основу экспозиции вошли работы, предоставленные как Третьяковской галереей, так и другими крупными музеями Москвы и Санкт-Петербурга: Государственным историческим музеем, Государственным Русским музеем, Государственным Эрмитажем, а также музеями Ростова, Новгорода, Ярославля, Самары и Барнаула.

И.П. Аргунов происходил из семьи крепостных мастеров. Сначала Аргуновы были крестьянами князя А.М. Черкасского, а с 1743 года — графа П.Б. Шереметева, к которому они перешли в качестве приданого его жены, княжны В.А. Черкасской. Шереметевы принадлежали к одному из самых именитых и знатных русских дворянских родов, вписавших свои имена в историю России. Борис Петрович Шереметев прославил себя ратными подвигами, став в России первым генерал-фельдмаршалом. Получив от Петра I первый в России графский титул, явился основателем графской линии рода Шереметевых. Он был не только участником всех крупных сражений со шведами в Северной войне, но и исполнял дипломатические миссии. Известно его путешествие на Мальту, где его посвятили в первые русские кавалеры ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Его сын, граф Петр Борисович, в отличие от отца, проявил себя на придворной службе: оберкамергер, сенатор, генерал-аншеф, кавалер многих российских орденов. Кроме того — коллекционер, меценат, устроитель увеселительной резиденции в Кускове, неоднократно принимавший там Екатерину II. Любитель искусств, поощрявший крепостные таланты, именно он был патроном Ивана Аргунова. Его сын, граф Николай Петрович, известен своей благотворительностью: основанием Странноприимного дома в Москве и богадельни в Санкт-Петербурге, пожертвованиями церквям и монастырям. Главной его страстью был театр, который он построил в Останкине, оборудовав его по последнему слову техники. Почитатель музыки и живописи, граф способствовал развитию таланта Николая Аргунова, в доказательство чего освободил его и его брата Якова от крепостной зависимости.

Читайте также:  Как квалифицировать укус собаки

Подобно своим владельцам, крепостные мастера Аргуновы также славно потрудились на ниве русской художественной культуры середины XVIII — начала XIX века. Известно несколько имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов — «урных дел мастер» (каменщик, лепщик); архитектор Федор Семенович — один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге; двоюродные братья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына — архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца- театра, и художники-портретисты Николай и Яков. Нередко пути художников и архитекторов пересекались над созданием одних и тех же ансамблей.

Единственная персональная выставка произведений И.П. Аргунова прошла в Музее «Усадьба Кусково» в 1952 году к 150-летию со дня смерти художника. Николаю Аргунову были посвящены две экспозиции в Музее-усадьбе «Останкино» в 1950-1951 и в 1971 годах. Кроме того, в 1975 году в Кускове проходила выставка «Творчество Аргуновых», где демонстрировались работы всех трех мастеров (Ивана, Николая и Якова). Но перечисленные выставки, за исключением останкинской 1950-х годов, не имели каталогов, и поэтому следы их теряются в памяти специалистов и любителей искусства, хотя интерес к творчеству художников до сих пор не ослабевает.

Несмотря на достаточно разнообразные литературные источники, посвященные художникам Аргуновым, многие вопросы на сегодняшний день остаются невыясненными. В первую очередь это касается атрибуции произведений и связанной с этим проблемой «очищения» наследия. Многие портреты художников хранятся в настоящее время в музеях, архивах и частных собраниях не только различных городов, но и различных государств. В ходе подготовки выставки экспертами наших ведущих российских музеев И.Е. Ломизе (ГТГ), С.В. Римской-Корсаковой и В.Н. Петровой (ГРМ), Л.П. Вязьменской (ГЭ) была проведена экспертиза ряда портретов, результаты которой позволили изменить авторство и датировку сомнительных полотен. Впервые в каталоге выставки максимально подробно собраны все произведения Аргуновых: бесспорные, приписываемые, отведенные от их авторства, а также указанные в архивных источниках, но в настоящее время не обнаруженные.

Сравнение иконографически близких портретов помогает решить проблему: оригинал — копия — авторское повторение. Благодаря анализу архивных и литературных материалов, изучена история бытования картин.

Только соединив вместе все материалы, полученные от наших коллег из всех музеев-участников, можно сделать вывод о том, как широко представлены произведения Аргуновых в нашей стране. Отдельные полотна были исполнены для церквей и хранились там долгое время: «Иоанн Дамаскин» (1749, из придворной церкви Царскосельского дворца), «Богоматерь» и «Спаситель» (1 753(?), из храма Воскресения Христова Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой) — И.П. Аргунова; портрет графа Н.П. Шереметева начала 1800-х годов из Дмитровского собора Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря — кисти Н. Аргунова. Ряд портретов происходит из дворянских подмосковных усадеб XVIII-XIX веков, в первую очередь из Кускова, Останкина и Маркова Шереметевых, а также из Архангельского Юсуповых, Покровского-Стрешнева Глебовых-Стрешневых, Яропольца Чернышевых, Белой Колпи Шаховских. Аргуновские портреты бытовали также и в более отдаленных усадьбах России и Малороссии: Железняках (Калужской губернии) Лазаревых, Яготине (Полтавской губернии) Репниных. Большое количество картин украшало столичные особняки знати, например Фонтанный дом графов Шереметевых в Санкт-Петербурге, а также фамильные коллекции дворянских семей: князей Лобановых-Ростовских, В.Н. Аргутинского-Долгорукого, Н.А. Шереметевой, родственницы графов Шереметевых, представительницы неграфской линии их рода. Помимо частных собраний, портреты работы Аргуновых находились в официальных и государственных учреждениях: Лазаревском институте восточных языков (портреты Лазаревых кисти И. Аргунова), зале Совета Академии художеств (портрет графа П.Б. Шереметева И. Аргунова и портрет сенатора П.С. Рунича 1817 года кисти Н. Аргунова) и даже в Сенате (портрет императрицы Екатерины II 1 762 года И. Аргунова). И, наконец, произведения Аргуновых хранились в императорских собраниях (портрет Павла I 1807 года работы Я. Аргунова, Павловск).

Иван Петрович Аргунов, самый известный представитель талантливой семьи, рос и воспитывался в Петербурге, у своего дяди Семена Михайловича Аргунова, так как, вероятно, его родители рано умерли. С.М. Аргунов — дворецкий князей Черкасских, а затем управитель графов Шереметевых — долгие годы ведал Миллионным домом, где прошла большая часть жизни его племянника Ивана. До сих пор остается невыясненным вопрос, где и у кого учился И. Аргунов. Художественное воспитание его проходило в 1740-е годы, когда обучение русских художников не было еще сосредоточено в специальном учебном заведении. Академия художеств открылась значительно позже, в 1 758 году. Нельзя утверждать, что первыми учителями И. Аргунова были его двоюродные братья Ф.С. и Ф.Л. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Но, развивая в своем творчестве традиции петровского искусства, они оказали, безусловно, большое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего родственника. Литературная традиция связывает судьбу молодого художника с обучением у П.Х. Гроота, немецкого живописца, работавшего в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Свои ранние работы — иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца под Петербургом и для Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой — И. Аргунов исполнил по приглашению Гроота. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1 753?), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Однако лицо Иоанна Дамаски- на трактовано несколько необычно, в нем проступают реалистические черты. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина И. Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750, ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.

К самым ранним портретам кисти И. Аргунова относятся парные изображения князя Ивана Ивановича (1752) и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских (1754, оба — ГРМ), которым, с одной стороны, свойственны традиции русской парсунной живописи, что выразилось в скованности и застылости персонажей и жесткой проработке деталей, с другой — завоевания искусства нового времени, нашедшие выражение в стремлении художника к идеализации образов. Данные портреты отличает также декоративная красочность, идущая от народного искусства. Уже в этих ранних произведениях 1750-х годов (портрет графа П.Б. Шереметева с собакой, 1753, ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств нового европейского искусства.

Произведения рубежа 17501760-х годов открывают новый этап в творчестве И. Аргунова, связанный с высшими достижениями художника. В «Портрете неизвестного художника» (автопортрете?) и «Портрете неизвестной» (жены художника (?), оба — в ГРМ) и особенно в портретах Хрипуновых (оба — 1757, Останкино) И. Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Показывая человека в органической связи с предметами, характеризующими их интересы и склонности, художник тем самым вовлекает зрителя в интимный мир персонажей. По глубине характеристик, теплоте и сердечности отношения живописца к моделям такие портреты действительно представляют новое слово в развитии отечественного искусства. Это едва ли не первое по времени воплощение того нового представления о человеческой личности, ее внесословной ценности, которое формировалось в 1750-1 760-х годах в кругах демократической интеллигенции и нашло свое выражение в творчестве крепостного мастера. Этим портретам присущи новые стилистические особенности: небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов.

Принципиальная новизна образного строя камерных портретов и реалистическая природа их живописного языка нашли свое продолжение в детских портретах, исполненных И. Аргуновым. Два портрета графа Н.П. Шереметева в детстве (рубежа 1 7501760-х и 1765) и портрет калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767, все — в Кускове), созданы художником с особой искренностью и теплотой. Наиболее выделяется портрет калмычки, отмеченный живой непосредственностью и подкупающей правдивостью образа. Детское очарование передано в очертаниях и выражении ее нежного смуглого личика, во взгляде живых раскосых глаз. Подобным же обаянием отличается и портрет В.П. Шереметевой (1766, Кусково), младшей дочери графа П.Б. Шереметева.

Большое место среди работ И. Аргунова 1 760-х годов занимают парадные заказные портреты. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Портреты графа П.Б. Шереметева (1 760) и графини В.А. Шереметевой (1 760-е, оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Живописец стремится создать атмосферу изысканной и в тоже время непринужденной светскости, изобразив графа в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в пышном парчовом платье, украшенном розами.

Среди парадных портретов И. Аргунова выделяется особая группа так называемых исторических, или ретроспективных, портретов, созданных после смерти изображенных лиц. Главную роль среди моделей ретроспективных полотен играют родители П.Б. Шереметева и В.А. Шереметевой, урожденной княжны Черкасской. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б.П. Шереметева (1 753, Кусково). Позднее, в 1760-е годы И. Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б.П. Шереметева и графини А.П. Шереметевой (1768), а также князя А.М. Черкасского и княгини М.Ю. Черкасской (оба — 1760-е). Будучи мемориальными по своему значению, они одновременно служили одним из важнейших элементов убранства дворцового интерьера второй половины XVIII века. Данные портреты изображают людей Петровской эпохи. При их создании И. Аргунов, используя прижизненные изображения для передачи портретного сходства и опираясь на композиционные принципы начала XVIII века, исполнил совершенно новые произведения. Воспроизводя конкретных людей первой четверти XVIII века, портретист обратился и к самому стилю той эпохи — барокко, что в наилучшей мере выражало героический пафос образов петровского времени. Отсюда подчеркнутая декоративность полотен, сказавшаяся в плоскостности фона и насыщенности цвета.

«Портрет фельдмаршала Б.П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой И. Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибуирован кисти П.Г. Красовского с датировкой 1748 года. Таким образом, развеян миф об И. Аргунове как первооткрывателе метода работы над посмертными портретами. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П.Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Этот вывод очень важен для правильного представления об эволюции русской портретной живописи середины XVIII века.

Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, И. Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л.Н. Лазарева и его жены А.А. Лазаревой (оба — в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М.Л. Лазарева, А.Л. Сумбатовой (А.В. Лазаревой?) и И.Г. Сумбатова (все — в Национальной картинной галерее Армении, Ереван). Как выяснилось в ходе изучения произведений, портреты А.А. Лазаревой и И.Г. Сумбатова из Еревана не принадлежат кисти И. Аргунова.

В меньшей степени художнику в эти годы приходилось выполнять официальные заказы на изображения высочайших особ. В этих случаях он также прибегает к уже известным иконографическим образцам, иногда варьируя их. Так, оба его портрета императрицы Елизаветы Петровны (рубеж 1 750-1760-х, Кусково, Останкино) являются фрагментарными копиями оригинала Л. Токе 1758 года, а портреты великой княгини Екатерины Алексеевны (1 762, Кусково) и императрицы Екатерины II (1762, ГРМ) восходят к оригиналу П. Ротари.

С одной стороны, легкое усвоение чужого языка, гибкость манеры позволяли художнику одновременно решать совершенно различные задачи. С другой, это является причиной неровности его творчества, недостаточного самовыражения его личности, на чем сказались и обстоятельства жизни самого живописца, который всю жизнь прожил в крепостной неволе, ограничивающей его художественное мышление. К тому же постоянная занятость хозяйственными делами графа не давала ему возможности полностью отдаться искусству. Видимо, следствием неровности наследия И. Аргунова можно объяснить стремление многих авторов приписать ему совершенно различные по манере произведения — от добротных, западноевропейского уровня работ до слабых, граничащих с русским примитивом. Ряд подобных произведений публикуется впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная картинная галерея Армении), императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М.С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея).

Читайте также:  Корм для собак blitz holistic fresh trout

В 1 770-е годы И. Аргунов менее плодотворно работал, что было связано с его обязанностями управителя Миллионным домом Шереметева в Санкт-Петербурге. Группу произведений, созданных им в это десятилетие, можно пополнить двумя полотнами, вводимыми в научный оборот в связи с подготовкой выставки. Портрет графа Н.П. Шереметева (после 1775 или не позднее начала 1780-х, ГЭ) атрибуирован специалистами Эрмитажа кисти И. Аргунова на основании сходных стилистических признаков манеры художника, датировка обусловлена деталями костюма и формой прически модели. Портрет отличает тщательная выписанность деталей, с которой изображены расшитые борта камзола и кафтана графа. Подобное декоративное начало свойственно многим полотнам мастера. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой И. Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Кроме того, и особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари.

К позднему периоду творчества И. Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, ГТГ). В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды. Ни в одном произведении мастера нет такой глубины и значительности, как в этом полотне. Созданию обобщенного, цельного образа способствует новая стилистика, связанная с распространением классицизма. Это проявилось в устойчивом равновесии композиции, плавной завершенности силуэта, почти скульптурной цельности форм. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая: на потрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова.

С конца 1780-х годов И. Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности. В 1788 году он был назначен управителем московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа, что лишило его возможности заниматься творчеством. Значение И. Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Он был педагогом, сыгравшим видную роль в развитии национального художественного образования до открытия в России Академии художеств. В его мастерской еще в 1753-1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А.П. Лосенко, К.И. Головачевский и И.С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Учениками И. Аргунова были и его сыновья: Павел, ставший архитектором и принимавший участие в постройке Останкинского дворца-театра, и живописцы Николай и Яков, унаследовавшие от отца талант портретиста.

Работая над подготовкой выставки, музейным специалистам удалось сделать несколько открытий среди произведений Николая Аргунова. Проведя экспертизу и сравнительный анализ с бесспорными работами портретиста, исследователи ввели в научный оборот четыре его новых портрета: Н.Н. Бантыш-Каменского (1 8091814, ГЭ), Е.И. Бантыш-Каменской (1815, Ярославский художественный музей), числящийся ранее работой Якова Аргунова и датированный 1826 годом, а также портреты П.М. Карцевой (середина 1810-х, Тюменский музей изобразительных искусств) и «Жены тверского губернатора» (1820-е, частное собрание, Москва). «Портрет священника» (1809, ГЭ) на основании архивных документов впервые получил свое имя — Пальмов. В ряде произведений Н. Аргунова было отведено его авторство, в частности: в «Автопортрете» (?) (1810-е, ГТГ), «Портрете неизвестного (купца?)» (1818, ГРМ), «Портрете неизвестного» (1810-е, Национальный музей в Варшаве). Последний, хотя и имел подпись «N. Arguno», не обнаружил стилистического сходства с эталонными полотнами художника, а потому выведен из наследия и интересен тем, что по манере напоминает работы П.П. Веденецкого (с этой новой версией публикуется впервые).

В каталоге мемориальной выставки впервые составлен по возможности полный список живописных работ младшего сына Ивана Аргунова — Якова, более известного в качестве графика и иллюстратора изданий Д.Н. Бантыш-Каменского и П.П. Бекетова.

Произведения Ивана, Николая и Якова Аргуновых демонстрируют преемственность художественных традиций в среде русских мастеров XVIII — первой половины XIX века, подобно живописцам Никитиным и архитекторам Нееловым, также оставившим свой след в искусстве.

Иван Петрович Аргунов принадлежит к славной плеяде русских портретистов середины XVIII века, которые развили и продолжили реалистические традиции портретной живописи петровского времени и своим творчеством подготовили блестящий расцвет портрета второй половины XVIII века, представленного именами Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Наследие Аргуновых ценно для нас разнообразием их творческих стремлений и обаянием.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • (0)
  • Бурятия (16)
  • Вязание (79)
  • Вязание крючком (24)
  • тапочки-носочки (10)
  • для чайника))) (62)
  • здоровье (150)
  • зрение (13)
  • лекарственные травы (42)
  • массаж, биоточки (31)
  • о воде (3)
  • о питании (20)
  • о соли (4)
  • первая помощь (5)
  • упражнения, гимнастика (20)
  • интервью (54)
  • исторические портреты (344)
  • история руси (62)
  • история с иллюстрациями (1106)
  • О городах-1 (2)
  • археология (30)
  • женщины в истории (50)
  • женщины в истории-1 (50)
  • женщины в истории-2 (50)
  • женщины в истории-3 (50)
  • женщины в истории-4 (18)
  • история дореволюционной России (174)
  • история религии и религиозные праздники (89)
  • история СССР (61)
  • история СССР-1 (56)
  • история СССР-2 (50)
  • История СССР-3 (46)
  • Китай (48)
  • музеи (90)
  • О городах (50)
  • О городах-1 (54)
  • О городах-2 (49)
  • Япония (50)
  • Япония 1 (3)
  • Кошки (131)
  • лекции по фольклору (91)
  • маленькие заметки (1063)
  • даты, даты (488)
  • наш двор, наш город (65)
  • о детях и внуках (116)
  • погода (229)
  • Мир искусства (856)
  • живопись (559)
  • миниатюра (13)
  • мои тематические подборки (49)
  • мои тематические подборки1 (47)
  • мои тематические подборки2 (49)
  • мои тематические подборки3 (42)
  • рисунки (318)
  • скульптура (38)
  • статуэтки, малая скульптура,куклы (51)
  • ювелирное искусство (50)
  • Мир книг (462)
  • Ахматова (19)
  • Бродский (9)
  • Лермонтов (24)
  • Марина Цветаева (24)
  • Михаил Булгаков (10)
  • Поль Верлен, Артюр Рембо (7)
  • Пушкин (49)
  • Пушкин 1 (1)
  • Сергей Есенин (7)
  • стихи (214)
  • Тютчев (6)
  • Федерико Гарсиа Лорка (9)
  • Мир музыки (241)
  • Бетховен (8)
  • Верди (10)
  • И.С.Бах (13)
  • Моцарт (9)
  • Перголези (2)
  • Чайковский (11)
  • Шопен (7)
  • Мир танца (80)
  • фламенко (16)
  • новости (162)
  • обучение (409)
  • Природа (588)
  • космос (30)
  • птицы (50)
  • птицы1 (12)
  • стихия (117)
  • фауна (241)
  • флора (143)
  • притчи, афоризмы (66)
  • пропавшие люди (430)
  • Родная сторона (71)
  • рукоделие (76)
  • джинсовые идеи (4)
  • Прически (4)
  • рукоделие (58)
  • шитье (12)
  • сатира в политике (26)
  • спектакли, кино (84)
  • украина (23)
  • Юмор, сатира, пародия (74)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Трансляции

Статистика

Портреты работы Ивана Петровича Аргунова (1729 — 1802гг)

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Русский живописец Иван Петрович Аргунов (1729-1802)

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Портрет калмычки Аннушки

Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве

Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П.Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А.М. Черкасского. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши».

Портрет графини Анны Петровны Шереметевой

Портрет Б.В. Шереметева в конногвардейском мундире. Борис Петрович Шереметев — русский полководец времени Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (1701). В 1706 году первым возведён в графское Российского царства достоинство.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева

Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина— племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной; родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Троюродная сестра императора Петра II. Екатерина Александровна, четвёртая из семи дочерей князя Александра Борисовича Куракина, обер-шталмейстера и конференц-министра и жены его, Александры Ивановны, рождённой Паниной. Получила превосходное воспитание и образование. Мать её очень любила вести светский образ жизни, поэтому всех дочерей своих рано начала вывозить. Совсем юной Екатерина была представлена ко двору, где сразу завоевала звание одной из первых красавиц.

Князь Иван Иванович Лобанов-Ростовский — поручик, от которого происходят по мужской линии все князья Лобановы-Ростовские XIX-XXI вв. Принадлежал к той старшей линии рода Лобановых-Ростовских, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, которая не блистала талантами, но известна была своим необыкновенным чадородием. Он женился в 1752 году на одной из самых красивых женщин своего времени − княжне Екатерине Александровне Куракиной, дочери обер-шталмейстера А. Б. Куракина. Супруги имели пять сыновей и двух дочерей.

Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье

Портрет С.М. Голицына

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Портрет графа Шереметева с собакой

Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны

Портрет графа Петра Борисовича Шереметева

Екатерина Алексеевна Мельгунова, в браке княгиня Волконская. С 1 июля 1847 года кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (малого креста); с декабря 1848 года — статс-дама. Единственная дочь екатеринского сановника Алексей Петровича Мельгунова от брака с Натальей Ивановной Салтыковой. Была замужем за генерал—лейтенантом князем Дмитрием Петровичем Волконским.

Портрет неизвестного в красном кафтане

Наталья Борисовна Долгорукова — знаменитая мемуаристка XVIII века, одна из первых русских писательниц, дочь графа Б.П. Шереметева, жена князя И.А. Долгорукова, бабка князя И.М. Долгорукова.

Самуил Карлович Грейг — российский адмирал шотландского происхождения, отличившийся в Чесменском и Гогландском сражениях.

Портрет В.П. Шереметьевой

Портрет А.П. Зиновьева

Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой

Портрет главного архитектора адмиралтейства Ветошникова

Портрет Анны Акимовны Лазаревой

Портрет Петра Ивановича Шубина

Портрет графини Толстой, урождённой Лопухиной

Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова

Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова, некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел.

Князь Алексей Михайлович Черкасский — русский государственный деятель, при Петре I сибирский губернатор. При Анне Иоанновне один из трёх кабинет-министров. С 1740 года — канцлер Российской империи. Богатейший по числу душ помещик России, последний в старшей линии рода Черкасских. По характеристике князя М.М. Щербатова, «человек молчаливый, тихий, коего разум никогда в великих чинах не блистал, повсюду являл осторожность»

Графиня Варвара Алексеевна Шереметева, супруга графа П.Б. Шереметева — единственная дочь канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского от брака с княжной Марией Юрьевной Трубецкой.

Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые «искали руки княжны, как Язон золотой овцы, ради богатой шкуры». Но ее гордая мать ждала для дочери какого-то сказочного принца, а сама княжна была одной из самых разборчивых невест: капризная кокетка, гордая своей красотой, знатностью и богатством, она забывала, что «время летит и более не возвращается» и заслужила названия «тигрицы» и «зверя“, данные ей хорошо знавшей ее княжной Марией Дмитриевной Кантемир. Благоразумные люди находили, что, «если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной», и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы «зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст». За княжну Черкасскую сватались бле­стящий придворный красавец граф Карл-Рейнгольд Левенвольде и блестящий дипломат и поэт князь Антиох Кантемир; но сватовство Левенвольде расстроилось после обручения , а сватовство Кантемира так и не состоялось.

При самом воцарении Елизаветы княжна В.А. Черкасская была из фрейлин пожалована в камер-фрейлины и получила портрет Императрицы. В это время княжна достигла уже возраста, который, по понятиям того времени, был совсем безнадежен для брака. Но «зверь», наконец, сделался «ручным», а богатства князей Черкасских заменили княжне недостаток молодости. Княжне подыскали жениха, хотя и знатного, но не слишком блестящего, в лице графа Петра Борисовича Шереметева, бывшего на полтора года моложе невесты, и брак совершился, при чем графиня была пожа­лована в статс-дамы.

Источник

Adblock
detector