Меню

Собака охраняющая загробный мир

Ксолоитцкуинтли – собака-проводник в загробный мир

Мексиканская порода собак экстравагантной внешности окутана мистикой. И не без причины.

Ксоло – древнейшая порода собак. Первые упоминания о ней относятся ко временам пирамид и ацтеков. Индейский народ верил в загробную жизнь и отчасти она была важнее жизни земной. По поверию, ксолоитцкуинтли провожает умерших туда, где вечная жизнь. Для этого пса приносили в жертву и хоронили вместе с хозяином. Название породы буквально переводится как «собака бога Ксолотля». Для этой цели подходила не любая особь, а определённого окраса – красного. На её шее должен был быть сплетенный ошейник из ниток.

Если посмотреть на изображения древнеегипетского Бога погребальных ритуалов Анубиса, без труда в нём можно узнать Ксоло.

Древнеегипетский Бог погребальных ритуалов Анубис

При жизни собакам Ксоло тоже отводилась важную роль. Верные псы, похожие на гиен, сторожили вход в жилище – они чувствовали злой дух и отгоняли его.

Индейцы приписывали лысым собакам с горячей кожей исцеляющие свойства и верили, что любое заболевание Ксоло способна взять на себя. После собака не погибала, а зарывалась в грязевые ванны и быстро восстанавливалась.

У древних ацтеков был настоящий культ лысых собак – их фигурки лепили из глины, создавали из керамики, их использовали в религиозных ритуалах, ими защищали дом. Некоторые уцелевшие экспонаты археологи находят по сей день.

Источник



Стражи духов. Как древних славян в страну смерти провожали псы-привидения

Коллаж © LIFE. Фото © Public Domain

» src=»https://static.life.ru/posts/2019/11/1255076/e8e322d3ad4e5fccaec82830188d4454.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Лайф собрал удивительные обычаи, посвящённые собакам, которые жили с человеком ещё 20 тысяч лет назад.

Побывавший в X веке на Волге арабский путешественник Ахмад аль-Багдади писал, что у местного населения с собаками были связаны добрые приметы: в долине Волги верили, что услышать перед началом дела собачий вой — к удаче.

Культу собаки — двадцать тысяч лет

Фото © Public Domain

Доказательством существования древних мифов о собаках на территории нашей страны стали находки советских археологов на Авдеевской стоянке в 1946 году. На берегу реки Сейм под Курском были найдены жилища древних людей, датируемые XX тысячелетием до нашей эры. Среди костей животных археологи нашли предметы, которые назвали лопаточками с навершием. Узкий конец «лопаточек» изображал собачью морду с четырьмя глазами, а на одном из предметов было даже два навершия, изображавших двухголовую собаку. Предполагается, что инструмент древние охотники использовали для выколачивания снега из одежды, а сакральная роль «выбивалки» заключалась в навершии: в нём якобы обитал дух — хранитель человека.

Существование у древних славян представления о собаках, стерегущих ворота в ад, доказывает и быличка, записанная в XX веке историком Владимиром Бузиным в Архангельской области. В ней к овдовевшей женщине начинает ходить муж-покойник. Чтобы отвязаться от него и остаться живой, женщина жалуется на беду своей собаке, и та больше не пускает покойника на порог.

Проводник в страну смерти

Приметы, связанные с собаками, относятся к самому древнему пласту славянской культуры. В древности собака не только служила помощником, но и, благодаря способности предчувствовать чужую смерть и предсказывать погоду, оказалась навеки связана с загробным миром — охраняла ворота в страну мёртвых и служила проводником на тот свет.

Фото © Public Domain

В «Энциклопедии белорусской мифологии» есть легенда о первом человеке — князе Буе, которого везде сопровождали два огромных пса, способных разорвать медведя, Ставр и Гавр (Стаўры і Гаўры). Они не раз спасали его от врагов, а когда Буй, бывший первым человеком на земле, умер, ушли за ним на тот свет и там сопровождали князя, ставшего хозяином страны мёртвых. Предания говорят, что древние славяне приходили на могилы собак, якобы похороненных на берегу Дриссы, поминали их, устраивали тризну, жгли костры и призывали псов-призраков, умоляя не оставлять народ.

‌‌‌‌Казалось бы, в мифе речь идёт о родоначальнике белорусского этноса. Но нет! Миф этот уходит корнями во времена, когда от Индии до Европы царила индоиранская (арийская) культура. В Индии до сих пор почитают мифического первого человека на земле, умершего и ставшего богом смерти Ямой. Его сопровождают громадные четырёхглазые собаки — сарамеи, сторожащие врата между мирами.

В скандинавской мифологии бога висельников Одина сопровождает армия мертвецов и собаки Фреки и Гери. А в иранской мифологии мост между мирами Чинвад сторожат два пса.

Читайте также:  Сколько могут выходить глисты у собаки

Двухголовый — а значит, опять четырёхглазый — пёс Орф присутствует в мифологии древних греков: «старший брат Цербера» сопровождает бога смерти Аргуса.

Изгоняли из собак духов

Фото © Public Domain

Древние славяне верили, что в собак могут вселяться духи, и в связи с этим в Болгарии и России сохранились древние обычаи кручения собак или их гоняния по деревне. Обычай кручения собак в Пёсий понедельник — первый понедельник Великого поста — существует под болгарским Странджем. Болгары верят, что в этот день мёртвые выходят из могил, а самые злые из них могут вселиться в собак. Поэтому каждого пса в селении нужно обязательно прокрутить на верёвке, натянутой над рекой, после чего животное, невредимое, но якобы освобождённое от злого духа и изрядно напуганное, падает в воду, откуда её выуживает заботливый хозяин. Этот обряд предвещает деревне спокойный, урожайный год.

А в России под Тамбовом в 1900 году в местных «Епархиальных ведомостях» был зафиксирован обычай гоняния собак, который местные крестьяне практиковали на Масленицу. Дети, подростки и юноши, вооружившись бичами, мётлами и палками, весь день гоняли по деревне собак, особенно чёрных и лохматых. Этот языческий обычай был направлен на изгнание из животных злобных мертвецов, которые, по местным суевериям, в эти дни выходили из гробов.

Этнографы считают, что в древности обряд был приурочен к весеннему равноденствию, к сжиганию славянского божества зимы и смерти Мораны (Масленицы) и к поминовению мёртвых. Пригревавшее солнце в дохристианских представлениях пробуждало к жизни даже покойников.

Нечистое животное и служитель дьявола

Фото © Public Domain

Возможно, в изменении восприятия собак значимую роль сыграли авраамические религии — иудаизм, ислам, а у славян христианство. Все они боролись с прежними обычаями, пытались отвадить людей от почитания тотемных животных и акцентировали внимание на их недостатках. Например, в православии собака, будучи «нечистым» животным, не может заходить в храм. А староверы ссылаются при этом на Ветхий завет, где животное названо нечистым. В исламе пророк Мухаммед даже поначалу приказал убить всех собак, называя их прислужниками дьявола, но потом позволил мусульманам держать их для охоты и охраны. У поволжских татар до сих пор существует обычай не впускать собак в дом.

У русских сохранилось много примет, связанных с собаками: если собака лает без причины — рядом ходит колдун, встретить на улице чёрно-белую собаку — к удаче, приютить бездомного щенка или впустить в дом бездомного пса — к благополучию, а вот если убить или задавить собаку, утопить щенков, то семь лет будут преследовать несчастья.

У некоторых народов России до сих пор встречается почитание собак. Тюркские девушки зимой слушают землю: если услышат лай, верят, что скоро выйдут замуж. Цыгане считают, если пёс жмётся к ногам и скулит — это предвещает смерть. Если в семье на Алтае умирают дети, то новорождённых кладут на собачью подстилку — верят, что после этого ни один злой дух к ребёнку близко не подойдёт. А у чувашей до сих пор сохранился обычай принесения жертвы этому животному — если собака начинает выть, глядя в небо.

Источник

Боб Трабшоу Черные псы. Стражи путей мертвых. Часть I

Если фольклор чрезвычайно богат на призрачных черных собак, то образ обычной собаки в мифологии разных народов демонстрирует, что она не только является верным спутником рода людского в течение многих тысячелетий, но и выступает в качестве своеобразного охранника от вредоносного вмешательства обитателей потустороннего мира.

Сторожевые собаки характерны для шаманских представлений об Ином мире. Алтайский шаман в своем «путешествии» сталкивается с собакой, которая охраняет подземное царство Эрлик-Хана . Когда юкагирский шаман спускается в Царство Теней, он находит дом старухи – стражницы этой дороги, который охраняет облаивающая его собака. В коряксом шаманизме вход в страну мертвых охраняют сторожевые собаки. По поверьям эскимосов, собака с оскаленными зубами охраняет вход в подводный мир Такакапсалук , матери морских существ[1]. Обычай хоронить с мертвым человеком собаку и шкуру любимого оленя все еще был распространен среди угорских народов Сибири в начале этого века [2].

Представление о собаке, как защитнике от потусторонних сил прекрасно прослеживается на примере поверий о «церковном гриме» . Они, возможно, проистекают из веры в то, что первый человек, погребенный на кладбище,станет сторожем этого места и будет оберегать его от неприкаянных мертвецов. Баринг-Гулд выдвигает версию, что имелся обычай приносить в жертву собак, в частности, без единого светлого волоска (т.н. «строительная жертва» — Ульф), и закладывать их в фундамент при строительстве церквей, хотя прямых доказательств этой версии немного. В Скандинавии для подобной практики чаще использовался баран, однако появившийся в результате дух был известен как Kirkogrim [3].

Читайте также:  Американские клички для собак девочек с переводом

Собака – старейшее домашнее животное, известное еще со времен палеолита, находившееся в особенно близких отношениях с человеком, охраняя ночью его жилище, а днем помогая ему на охоте или же оберегая его скот. Эта близость к человеку, похоже, находит свое отражения в древних преданиях, где собаки были тесно связаны и с Иным миром. И хотя связью с божествами и ритуалами почитания могут похвастаться также быки , кабаны , совы и иные птицы, мифология и археологические подтверждения свидетельствуют о широко распространенном у разных народов представлении именно собаках как о психопомпах , проводниках душ в Иной мир, стражниках границы между ним и миром смертных.

Яркий пример тому из числа памятников британской археологии – скелеты двух собак, обнаруженных в основании внушительных деревянных столбов из комплекса неолита/бронзового века Флэг Фен , что вблизи Питерборо. Судя по всему, эти животные были ритуально убиты, чтобы по смерти стать духами-хранителями. Другое подобное захоронение собаки можно увидеть в Калдикоте (Гвент), другом памятнике бронзового века.

О погребальных обрядах бронзового века известно не так много. Мы можем только строить предположения – были ли это сожжения на берегах крупных рек, как поступают и сейчас индусы? Или же трупы оставлялись на на особых похоронных помостах, схожих с «башнями молчания» парсов? Или трупы оставлялись на сьедение хищным птицам и зверям? Возможно, собаки также поедали трупы и грызли человеческие кости. В таком случае это ужасное зрелище укрепляло людей в представлениях о собаках как о существах, наиболее наделенных свойствами психопомпов.

Следует учитывать также, что в представлении традиционных культур при поглощении пищи человек, помимо ее химических составляющих, усваивает и наполняющую ее энергию, своеобразную «суть пищи». Таким образом пожирающие трупы собаки становятся пожирателями не только плоти, но и самой души. В качестве небольшого отступления – свиньи и кабаны также являются известными падальщиками, так не из-за этого ли свойства они превратились в священных животных богини Фрейи , также имеющей ярко выраженную связь с павшими в бою воинами? Подобную связь можно увидеть в находках, сделанных в неолитической «Гробницы орлов» , Оркнейские острова. Она обязана своим названием найденным подле человеческих останков костям хищных птиц, в частности, орланов-белохвостов. Возможно это является демонстрацией веры первобытного человека в то, что тела и души умерших превращаются в улетающих в небеса птиц.

В странах Северной Африке шакалы более распространены в качестве падальщиков, чем собаки. Древнеегипетский Анубис , предстающий в облике черного пса или человека с головой шакала, является психопомпом и божественным бальзамировщиком. Возможно, его культ старше чем культ Осириса, и его можно сравнить с шумеро-аккадской богиней Бау , изображаемой также с собачьей головой. Ее имя может быть звукоподражанием собачьему лаю, «гав-гав» . Можно осторожно отметить сходство имени самого Анубиса, которое в ранней иероглифике пишется и читается как «Ан-пу» , с именем отца Бау, шумерского бога Ана.

По крайней мере на ранних стадиях египетской религии, Анубис связывался со звездой Сириус , самой яркой звездой на небосводе, известной в большинстве мифологий всего мира как «собачья звёзда» , особенно важной для египетского календаря – хотя впоследствии Сириус и становится тесно связан с Исидой. Кстати, именно здесь берет свое начало известное выражение «собачье время» :это жаркий сезон засухи, который следовал за восходом Сириуса совпадающем с годовым наводнением в долине Нила. [4]

В доклассической Греции где шакалы, как известно, не водятся, с ролью Анубиса отменно справился волк . Человек с волчьей головой, прототип позднейших вервольфов народных суеверий, появился на свет именно здесь. Я не могу сделать нечего большего, кроме как привлечь внимание к развитию этой темы Найджелом Джексоном в последнем номере журнала «Охотник за лей-линиями» [5] и к рассказу Анджелы Картер, легшему в основу фильма «В компании волков» [6]. Нередки в классической Греции были и храмы Аполлона Ликийского, то есть «Аполлона волчьего» . В частности, знаменитая школа перепатетиков Аристотеля находилась в подсобных помещениях храма Аполлона Ликийского в Афинах, в галерее перипатос (для прогулок). Таким образом, истоки известного нам слова «Лицей» следует искать в «волчьем» наименовании античного божества. Кроме этого, Аполлон носил эпитет «Lykegenes» , «рожденный волчицей» : некоторые версии мифа говорит о том, что его мать Лета сопровождалась при дороге из Гипербореи волками (то есть явный приход из Иного мира). В волчьем обличье Аполлон похищает Кирену, хотя другим его эпитет был «Lykoktones» , что означает «тот, кто убил волка» . Нет сомнений в том, что волк был священным животным Аполлона, которому могли приносить жертвы и поклоняться [7].

Читайте также:  Снежный плен какая порода собак

Собака, наряду со львом и лошадью, была тесно связана с греческой богиней Гекатой . Действительно, иногда она изображалась с собачьей головой и, безусловно была связана с «собачьей звёздой» Сириус. Иногда ее сопровождал пес Цербер (или Кербер), который сторожил вход в царство мертвых, Аид. Обычно изображаемая с тремя головами (общая для мифологии черта для обозначения особого значения божества), первоначально она имела пятьдесят голов,- тема, к которой я еще вернусь. Цербера дорических греков в качестве психопомпа можно сравнить с египетским Анубисом, и Роберт Грейвс в «Греческих мифах» пишет, что Цербер. . . «кажется, первоначально представлял собой богиню смерти Гекату (или Гекабу); ее изображали в виде суки, поскольку псы едят мертвечину и воют на луну» .

Собака, как спутник на пути в Иной мир фигурирует в одном из фрагментов индийского эпоса «Махабхарата» . Юдхиштхира, царь Пандавов, со своими пятью братьями, их общей супругой Драупади и собакой отправился в далекое путешествие в Гималаи, к священной горе Меру, индусскому «пупу земли» . Его спутники умирают один за одним от истощения, но Юдхиштхира выживает, и «восходит на небо в своем смертном теле, не вкусив смерти» [8]. Собака тоже восходит с ним, причем выясняется, что она была воплощением его отца — бога Дхармы.

Очень похожая легенда есть в Иране , с той только разницей, что в облике собаки прятался ангел Суруш. Совершенно очевидно, что обе эти сказки проистекают из одного источника, который должен быть очень древним. Параллели с ними могут быть обнаружены в Книге Еноха и в легенде Нового Света о Кецалькоатле , причем оба сюжета имеют предположительно весьма древнее происхождение (хотя следует отметить, что собака-компаньон не фигурирует в этих двух версиях). Очень сильно измененная версия этого мифа сохранилась в албанской сказке, в которой дочь короля, собираясь идти на войну, просит благословения отца. Его благословение превращается в маленькую собачку, которая повсюду сопровождала принцессу.[9] Разумеется, поход на войну не является полным эквивалентом путешествия героя в Иной мир,но несет в себе некоторые шаманские мотивы.

Источник

Зороастризм, собаки, и их роль в загробном мире

Одной из религий, которая считает, что важную роль для загробной жизни играет собака, является зороастризм. В зороастрийских священных писаниях Мост Чинват к Небесам охраняется собаками. Часто собак кормят в память о погибших.

Венидад, являющийся частью зороастрийской священной книги «Авеста», содержит подробные инструкции по уходу за собаками, а также излагает, в некоторых случаях, суровые наказания за причинение вреда собаке.

Зороастризм считает, что собаки считаются праведными существами, которых нужно кормить и заботиться о них. Они не только имеют духовное значение, но и ценятся за их роль в семье.

В зороастризме даже собачий взгляд обладает значительной силой; Говорят, что взгляд собаки очищает и может удерживать демонов подальше.

Считалось, что человек должен относиться к собаке точно так же, как и к человеку, и если он причинит вред собаке, его следует наказывать так же, как он был бы наказан за причинение вреда человеку. Фактически, акт убийства собаки считался причиной проклятия в загробной жизни.

Важным было даже тщательное кормление собаки, а наказание за причинение вреда неправильной пищей было суровым. Кормление собачьей еды, которая была слишком горячей, или кости, которые могли застрять в ее горле, были серьезными преступлениями.

Охрана пути на небеса была не единственной услугой, которую собаки оказывали при смерти. Существует похоронная церемония под названием «Сагдид» (или Собачий взгляд), в которой собаку вводят в комнату, где лежит тело, чтобы собака могла смотреть на тело. Считается, что собака заметит, что человек все еще жив, поскольку ее чувства намного острее, чем у человека.

Источник