Меню

Собаки как вид транспорта

Правила перевоза животных разными видами транспорта

Для разных видов транспорта существуют свои правила перевозки животных. Проезд животных регламентируется определенными правилами, которые следует соблюдать владельцу. Мы собрали для вас правила для всех видов транспорта: наземного, метро, личного автомобиля и самолета. Не пренебрегайте ими, чтобы потом у вас не возникло проблемы с проездом животных в транспорте!

I. Правила перевоза собак в общественном транспорте города

В наземном транспорте можно перевозить собаку на задней площадке. Крупная собака должна быть в наморднике, ошейнике и на поводке. Маленькую собачку можно перевозить в специальном контейнере. Проезд крупной собаки следует оплатить как провоз багажа. Если же вы перевозите маленькое животное в контейнере-перевозке, который не превышает положенные размеры ручной клади (сумма трех измерений (высота, длина, ширина) — не более 120 см), то провозить его вы можете бесплатно.

И я очень рекомендую вам заранее приучить вашу собаку ездить в общественном транспорте. Для этого вы можете обратиться к специалисту и получить пошаговую консультацию, даже не выходя из дома! Узнайте подробнее об онлайн-консультировании>>.

Выдержка из постановления:

к постановлению Правительства Москвы
Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москва

6.3. Пассажир имеет право:
6.3.1. Бесплатно провозить с собой:
6.3.1.6. Животных, птиц — в клетке, не превышающей размеры ручной клади.
6.3.4. Провозить домашних животных при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров (собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке).

Совет: не ставьте бокс с животным на пол, так как ему может быть там неприятно из-за шума и вибрации, которые на полу сильнее. А так же по полу могут гулять сквозняки.

Как на самом деле:
Конечно, не все соблюдают правила перевоза животных в наземном транспорте. В большинстве случаев всё зависит от водителя и пассажиров. Часто хозяева не надевают на собак намордники, потому что их питомцы не приучены к ним, так как в этом нет особой необходимости (собака миролюбивая, например). Или на улице слишком жарко и собаке тяжело дышать в наморднике. А некоторые водители могут просто не пустить в салон без объяснения причины.

В пригородных электричках дела обстоят следующим образом: на собаку продаются отдельные билеты в кассах, причем с фиксированной ценой, вне зависимости от того, до какой станции вы едете.
Конечно, как и многие люди ездят «зайцем», так и собак тоже пытаются провозить бесплатно. Тут уж решать вам.

II. Правила провоза в метро

А вот в метро провоз животных разрешён исключительно в контейнере-перевозке. Перевозить собаку в метро как-либо по-другому (просто на поводке и в наморднике, например) — запрещено правилами пользования метрополитеном.

Не забудьте, что к контейнеру-перевозке собаку следует приучить заранее! Чтобы узнать, как приучить животное к контейнеру (клетке), читайте статью «Клетка для собаки»>>.

Выдержка из постановления:

Приложение к постановлению Правительства Москвы
Правила пользования московским метрополитеном

2.10. Запрещается провозить в метрополитене (находиться с ним в вестибюле станций):
2.10.5. Животных и птиц вне клеток или специальных контейнеров (сумок).

Как на самом деле:
И тут все зависит от случая – могут пропустить, а могут и нет. Например, на станциях метро, где проводятся собачьи выставки, чаще всего пропускают с собаками. На других же станциях имеют полное право не пустить вас с питомцем.

Рекомендации: если вы все же планируете провезти собаку в метро – посадите ее в бокс, если она маленькая. Если же собака крупная – обязательно ведите ее на поводке в ошейнике. Остерегайтесь эскалаторов! Если есть возможность – воспользуйтесь лестницей. Если же нет – обязательно возьмите животное на руки на эскалаторе! К сожалению, есть страшные случаи, когда у собаки застревали лапы на эскалаторе и прочие подобные ситуации.

III. Поезда дальнего следования

Для проезда в поездах дальнего следования вам придется собрать справки для вашего любимца.

Что вам потребуется:
• Ветсправка о прививках (прививки должны быть сделаны не позднее 30 дней и не ранее 12 месяцев до даты путешествия) и обработке против экто- и эндопаразитов.
• Ветеринарное свидетельство №1-вет. Для получения этого документа необходимо не ранее, чем за 3 дня до отъезда посетить ветеринарного врача по месту жительства и предъявить ветеринарный паспорт и животное для осмотра.
• Для перевозки животного по железной дороге также понадобится багажный билет.

Маленьких собак или щенков разрешено провозить при себе, но только в специальных контейнерах. Оплата провоза собак осуществляется как за одно место или 20 кг багажа. Провоз собак, чей вес превышает 20 кг. оплачивается в соответствии с их фактическим весом. Провоз собак осуществляется либо в контейнере при сопровождающем, проезжающем в этом же вагоне, либо в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона (не более двух собак). Возможен также провоз собак и в отдельном купе (правда, не более двух собак), но только кроме вагонов повышенной комфортности. При провозе собак в купе владелец оплачивает все купе. Уход и кормление осуществляется владельцем или сопровождающим лицом.
Бесплатно в вагонах любых категорий на территории России разрешено провозить только собак-поводырей.

Из «правил пассажирских перевозок»:
«Перевозка в поездах всех категорий мелких домашних животных, собак и птиц допускается сверх установленной нормы провоза ручной клади во всех вагонах, кроме вагонов с 2-местными купе (СВ) и вагонов повышенной комфортности. При этом обязательно наличие ветеринарной справки и оплаты за перевозку. Животные перевозятся в ящиках, корзинах, клетках, контейнерах, которые должны помещаться на местах для ручной клади. При перевозке владельцы или сопровождающие должны соблюдать санитарно-гигиенический режим».

Обратите внимание!
1) Условия провоза животных в сообщении со странами Западной Европы (кроме Финляндии).
Разрешается провозить домашних животных небольшого размера (кошки, птицы) как ручную кладь, если они перевозятся в специальных перевозочных средствах (боксах).
Провоз собак разрешен в любом классе, т.е. в I и II классе (но не более 2-х собак на купе). Пассажир должен заплатить стоимость билета и плацкарт по числу мест в купе, а также, дополнительно за провоз собаки половину стоимости билета за проезд в вагоне II класса.
2) Запрещается провозить собак при проезде в Норвегию, Швецию, Югославию, Хорватию, Македонию, Словению или транзитом по этим странам.
3) Собак агрессивных пород запрещено провозить в Германию или транзитом через Германию.
Собак разрешается провозить только в беспересадочных вагонах.
4) Условия провоза животных в сообщении с Китаем, Монголией, Кореей и Вьетнамом.
Пассажир имеет право перевозить с собой мелких комнатных животных, если это не запрещено ветеринарными правилами. Животные (кошки, птицы и др.) перевозятся как ручная кладь из расчета 20 кг. за штуку.
Собаки перевозятся за отдельную плату. Перевозка собак возможна только в вагонах II класса и не более 2-х собак на купе. При этом требуется заплатить стоимость билета и плацкарт по числу мест в купе, а также дополнительно за провоз собаки половину стоимости билета на проезд в вагоне II класса.
При отсутствии у железной дороги возможности предоставить отдельное купе для перевозки животных такая перевозка не допускается.

IV. Проезд за границу в личном автомобиле

Какие вам потребуются документы:
1) ветпаспорт
— сведения о всех прививках (обязательно с бешенством)). Срок действия прививки: не более 12 месяцев, но сделана она должна быть не менее чем за месяц до поездки
— о дегельминтизации
— ваши ФИО
2) справка о вывозе животного
3) вет.справка форма №1
4) свидетельство о чипировании.

В Европейских странах обязательна клетка или разделительная сетка между собакой и салоном автомобиля. Собаке запрещено свободно находиться в салоне. На заднем сиденье собака должна быть пристегнута ремнем безопасности. Об этом читайте статью: «Аксессуары для перевозки собак в машине»>>.

V. Проезд за границу в самолете

1. Документы, которые предъявляются ветеринарной службе на границе, а также таможенникам:

1) Ветеринарный паспорт установленного образца со всеми отметками.
Он требуется при выходе с собакой из самолёта за границей. В нем должны быть все данные:
— на собаку (полная кличка собаки (как в родословной));
— её владельца (ФИО);
— адрес владельца;
— данные о прививках, которые ей делались в течение жизни, включая вклеенные купоны, печати и подписи ветврача;
— № клейма и № микрочипа (с 2006г. въезд собак на территорию Европы, разрешён только при наличии микрочипа). № микрочипа в ветпаспорте, должен совпадать с № микрочипа в родословной собаки;
— отметки о вакцинации. Обязательна прививка от бешенства (лучше прививкой фирмы Nobivak). Дата прививок должна быть не меньше 30 дней и не больше 12 месяцев до отъезда.
— информация об обработках против экто- и эндопаразитов (от блох и глистов).

Читайте также:  Какая собака нужна рыбам

Обратите внимание!
Ветеринарные чиновники Евросоюза признают только микрочипы стандартов ISO 11784 — для собак и кошек и ISO 11785 — для хорьков. В других странах его может заменить клеймо, которое ставят породистым животным в клубах;
Неправильно оформленный ветеринарный паспорт или вакцинирование не сертифицированными вакцинами является основанием для отказа в выдаче в аэропорту разрешения на временный вывоз вашего питомца за границу.

2) Ветеринарное свидетельство (форма №1)
Эта форма требуется для прохождения вет. контроля на границе. Она обменивается на международный сертификат. На обратном пути этот сертификат необходимо сдать при прохождении ветеринарного контроля и получить свою справку обратно.
Получить эту форму вы можете в районной государственной ветеринарной станции на основании правильно оформленного ветеринарного паспорта.
Туда требуется прийти с животным (в некоторых можно и без животного, нужно уточнять) и его ветеринарным паспортом за 2-3 дня до поездки. Это ветеринарное свидетельство действительно в течение 3-х дней.

Обратите внимание!
Очень важно, чтобы международный сертификат был правильно оформлен. Поэтому требуйте от ветеринарных специалистов на пограничном контрольном ветеринарном пункте заполнения на английском языке (для Германии на немецком).
В случае отказа обращайтесь в Отдел ветеринарного контроля на госгранице и транспорте Департамента ветеринарии Минсельхозприрода России.
Процедура обмена формы №1 на международный ветеринарный сертификат обычно длительная, поэтому нужно приехать в аэропорт заранее.

3) Разрешение на временный вывоз собаки за границу (Справка об отсутствии племенной ценности животного).
Для этого нужно посетить одно из подразделений РКФ или СКОР:
— для служебных собак — ЦКСС;
— для охотничьих пород — клуб Всероссийского совета по охотничьему собаководству;
— для декоративных и беспородных — клуб Федерации любительского собаководства.
Там вы получите справку на специальном бланке о том, что животное не представляет собой племенной ценности. В справке указывается порода, окрас и возраст собаки, номер родословной, оценочная стоимость собаки, а также цель поездки.

Как перевезти собаку из России в Израиль читайте подробнее ТУТ>>.

2. Требования для провоза собак в самолете.

1) Наличие бокса для перевозки.
По правилам авиаперевозок, собаки должны перевозиться в специальных контейнерах в специально оборудованном утеплённом багажном отсеке, отделённом от остального багажа перегородкой.
Требования к авиационному боксу:
— в одном боксе, можно провозить только одну собаку;
— высота бокса должна быть на 10 см. выше высоты собаки над головой;
— собака должна иметь возможность свободно разворачиваться, а так же ложиться с вытянутыми передними ногами;
— бокс должен быть оборудован специальными отверстиями для достаточного доступа воздуха;
— внутри бокса должна находится поилка с водой;
— на посаженной в бокс собаке должен быть одет удобный ошейник (НЕ одевайте удавку или намордник!). На полу должен лежать поводок, НЕ пристегнутый к ошейнику собаки;
— на бокс должна быть прикреплена вся информация о собаке: кличка, имя, адрес, телефон владельца на английском языке; а также копии ветеринарного свидетельства и страховки, если таковая имеется.
2) Мелкие собаки могут перевозиться в салоне самолёта в специальных боксах. Но не более 2-х собак на салон. Вес животного не должен превышать 8 кг.
3) Провоз собаки оплачивается как лишний вес багажа, но не вычитается из общего веса багажа группы. Т.е. вы взвешиваете свою собаку вместе с контейнером и оплачиваете суммарный вес в кассе авиакомпании непосредственно перед посадкой и в один конец.

Обратите внимание!
Требования в разных авиакомпаниях могут различаться. Поэтому, в первую очередь, сделайте запрос в авиакомпанию, которой вы летите, и действуйте в соответствии с той инструкцией, которую получите.
Если вы неверно оформили документы на вашего питомца, то применяются следующие санкции: полная или временная изоляция животного, карантин, штрафы, запрет на въезд или выезд животного.

Рекомендации.
Рекомендуется заранее прибыть в аэропорт с животным, не позднее, чем за 4-5 часов до вылета самолета.
В самолете не рекомендуется выпускать из бокса животное во время полета, т.к. поведение его может быть непредсказуемым.

3. Подготовка собаки к перелёту.

Собаку перед полётом кормить не нужно, только хорошо напоить и выгулять.
На дно бокса рекомендуется положить влаговпитывающую подстилку или одноразовые пелёнки.
Имеет смысл дать собаке успокаивающее средство (проконсультируйтесь с вет.врачом).

Обратите внимание!
При провозе животного через границу в разных странах могут требоваться и другие дополнительные документы. Необходимо узнать, какие правила по ввозу животных действуют в стране, в которую вы собираетесь. Информацию об этом вы можете получить в консульстве соответствующей страны.
Не всех животных можно вывозить за пределы нашей Родины. К «невыездным» относятся: попугаи, черепахи, обезьяны, питоны и прочие. Для перевозки этих животных требуется разрешение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Получить его сложно. Необходимо доказать, что ваше животное приобретено законно или же документально подтвердите факт рождения вашего питомца на территории России.
Ввезти котят и щенков моложе 4-х месяцев в Евросоюз вы не сможете. Дело в том, что вакцинация делается не раньше 2-х месяцев, а вакцинация от бешенства делается через 2-3 недели после первой прививки. И формально можно вывезти животное только через 30 дней после всех прививок. Вот и получается 4 месяца.
Если вы не можете, или не хотите, или боитесь неправильно оформить все необходимые документы – уже существует возможность обратиться к специальному агенту, который за вас сделает всю эту работу, а вы будете спокойны в правильности оформления всех этих бумаг.

4. С чем вы можете столкнуться при авиаперелете.

— некоторые авиакомпании могут отказаться перевозить собаку, превышающую 40 кг. и предложат воспользоваться системой КАРГО (транспортировка животного без участия сопровождающего человека);
— имеет смысл застраховать животное, чтобы в случае его гибели получить компенсацию;
— обратите внимание на требования к авиабоксу, например, некоторые авиакомпании допускают к полету только свои боксы. Узнайте об этом заранее;
— авиабокс должен быть удобным по размеру (собака должна свободно садиться, ложиться и разворачивать);
— авиабокс должен быть с металлической дверью и пружинным замком. Желательны наружные ручки на боксе, чтобы грузчики не засовывали пальцы внутрь бокса при транспортировке;
— забронируйте место в багажном отделении для вашего питомца и потребуйте документ, подтверждающий эту бронь (не все авиакомпании занимаются перевозом животных из-за отсутствия утепленных багажных отсеков);
— не все породы допускаются к транспортировке на самолете. Поэтому в подтверждении на бронь укажите породу. Авиаперевозчик может отказаться перевозить собак пород с укороченной мордой (бульмастифы, бульдоги и т.п.)
— не забудьте указать вес животного, иначе может не оказаться соответствующего оборудования для его погрузки на борт.

В заключение хочу сказать, что перевозка вашего питомца пройдет намного спокойнее, если вы заранее приучили его к общественному транспорту и к контейнеру. Помочь вам в этом могут специалисты школы «Джильда»>>.

Источник



История возникновения и развития ездового собаководства

Ездовое собаководство — одна из традиционных отраслей северного хозяйства. С этой целью специально выращивают и тренируют собак для использования в транспортных целях, разрабатывают различные типы собачьих нарт, виды упряжки — способы расположения собак в запряжке, разновидности упряжи (сбруи) и методы езды на собаках.
В литературе иногда употребляется понятие «упряжное собаководство». На наш взгляд, более точен термин «ездовое (транспортное) собаководство».
Если собаки, как домашние животные, несколько тысяч лет являются обитателями Севера, то собаководство, как вид транспорта, каким оно было в XVII–XX веках, могло появиться, видимо, сравнительно недавно, может 350–400 лет назад, и является, вероятно, в своей основе продуктом проникновения в зону тундры торгового капитала. Необыкновенная выносливость и плодовитость собак позволили человеку использовать этих трудолюбивых животных как транспортное средство в условиях Крайнего Севера.
В XVIII–XX веках, изучаемый нами период, ездовое собаководство имело довольно большое распространение в хозяйстве многих сибирских народов. В Западной Сибири и на Русском Севере оно было слабо развито, значительно большую роль играло в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь оно широко было распространено вдоль арктического побережья, по нижнему течению Амура и на Сахалине.
Наряду с ездовым на территории Севера Сибири собаки использовались в качестве тягловой силы. Если при ездовом собаководстве человек в виде возницы только управляет собаками, то при тягловом сам помогает животным тянуть нарту (сани). До наших дней практикуется впрягание собак в ручные нарты у многих народов Сибири, не имеющих специальных ездовых собак. Особенно это применяется на промысле в тайге. Вплоть до середины XX века на больших сибирских реках собак нередко использовали для буксировки лодок. Тягловое собаководство несомненно является наиболее древним, где сохранились наиболее примитивные виды нарт и упряжи.
Различают два вида расположения собак в упряжке:
1. Восточно-сибирский вид — парная, дуговая упряжка, при которой собаки расположены парами вдоль длинного ремня-потяга. Для этого вида упряжки характерна низкая прямокопыльная нарта с двумя дугами — горизонтальной (баран) и вертикальной, сбруя (упряжь) — алык с двумя (реже с тремя) поперечными перемычками, при которой собака тянет грудью.
2. Веерный вид — гренландская упряжка, при ней каждая собака привязана к нарте на отдельном ремне. Они бегут рядом в одной шеренге.
В первом случае собаки управляются голосом, во втором — вожжой. Езда восточно-сибирским способом (дуговым) требует собак более «высокой квалификации», лучше обученных, чем при езде веером. При цуговой упряжке на нарту можно положить больше груза, легче проехать по морскому льду среди торосов, по дну узких оврагов, по глубокому снегу. Ее при необходимости можно легко круто развернуть в сторону. При этом собаки трудятся увлеченно, ибо каждая из них старается догнать впереди бегущую.
При езде веером требуется много места, нерационально используется тяговая сила животных, которые затевают частые драки между собою.
По способу ношения тяговой лямки транспортное собаководство принято разделять на четыре типа:
Первый тип — шейная упряжь. Лямка-петля надевается на шею и коротким ремнем привязывается к потягу. Такая упряжь имела распространение у народов Нижнего Амура и Сахалина.
Второй тип — грудная упряжь. Лямка-петля с двумя перемычками пристегивается длинной постромкой. Собака тянет грудью. Этот тип упряжи был распространен среди русских арктических старожилов Якутии, северных якутов и чукчей.
Третий тип — тазовая упряжь. Лямка-петля надевается на заднюю часть туловища собаки, охватывая область таза. Длинная постромка проходит между задними ногами. Собака тянет задней частью туловища. Такой вид упряжи в XIX веке встречался у хантов, манси и у русских старожилов Западной Сибири.
Четвертый тип — лопаточная упряжь. Лямка из двух отдельных петель, соединенных перемычкой. В каждую перемычку пропускается одна передняя нога собаки. Перемычка ложится ей на спину. Собака тянет обеими лопатками. Такой тип бытовал у эскимосов.
Вопрос происхождения и распространения восточносибирского вида ездового собаководства многие исследователи связывают с приходом в Сибирь русского населения. В. Иохельсоном было высказано мнение, что русские заимствовали собачью нарту у юкагиров и, усовершенствовав ее, распространили на Восток, но, по утверждению Шренка, «юкагиры ездили на собаках в санях своеобразной формы» .
Гипотезу В. Иохельсона справедливо, на наш взгляд, подверг сомнению М. Левин: «Трудно объяснить, почему русские обратили внимание на собачью нарту, только достигнув Индигирки и Колымы… Тягловое и, по-видимому, упряжное собаководство было известно местному населению Западной Сибири задолго до знакомства с русскими. Здесь же бытовала и ручная охотничья нарта. Поэтому более правдоподобно объяснить возникновение восточносибирского варианта нарты в районах Западной Сибири. Сведения об употреблении собак для езды на территории Западной Сибири относятся в XV–XVI векам и к более раннему времени .
Следует подчеркнуть, что северная ветвь продвижения русских по Сибири с самого начала развертывалась на много раньше южной. Крестьянам Северной Руси, перешедшим Уральские горы, опорными пунктами служили небольшие городки и заимки типа тех, что удалось найти на городище Мангазеи, в нижнем его культурном слое. Дендрохронологи датируют Тазовский городок, его самую раннюю строительную древесину 1572-м годом, что на 10–15 лет раньше знаменитого похода Ермака в Сибирь.
Несомненно, что русские поморы достигли Енисея еще в конце XVI века, где создали в нижнем течении несколько таких городков. Затем сухопутьем пересекли Таймырский полуостров. Так самое северное поселение русских на Восточном Таймыре — село Хатанга было основано в 1626 г., раньше Красноярска, Дудинки и Якутска. В те же годы на реке Хатанге были построены 14 русских зимовий . Такое невозможно было осуществить без относительно развитого транспортного собаководства.
По сведениям Б. Долгих, коренные обитатели низовьев Енисея, начиная с первого от Дудинки селения «Левинская речка», являются потомками крестьян Низового общества, центр которого находился в селе Толстый Нос. В 1926 г. у них имелось 645 ездовых собак. Названия деталей нарты у енисейцев такие же, как и у колымчан и индигирщиков: полоз, копыл, потяг, кыныр (кинара), варгина (вардина) и т. п .
В целом развитие восточно-сибирского вида ездового собаководства можно представить следующим образом. Русские познакомились с транспортным собаководством в Западной Сибири и воспользовались этим очень удобным средством передвижения. Первоначально они, по всей вероятности, использовали местную нарту, потом ее быстро усовершенствовали:
— увеличили длину и глубину кузова, снабдили его переплетениями и т. п., тем самым увеличили грузоподъемность;
— изменили способ расположения собак в упряжке, распределили их попарно или елочкой на одном ремне — потяге, таким образом усилили ее тяговую силу, улучшили проходимость и маневренность;
— плохо приспособленная для перевозки грузов, сильно изнуряющая собак тазовая упряжь Западной Сибири была заменена новой — грудной, которая является подражанием конской сбруе.
По определению П. Н. Павлова, крупного знатока истории сибирского пушного промысла, «движение промышленников в Сибирь с учетом возвращающихся обратно было самым многолюдным в XVII веке» и явилось «живой нитью, связывающей Сибирь с Россией» . За Уралом сформировалось довольно многочисленное постоянное промысловое русское население.
Работами В. А. Александрова и некоторых других опровергнуто бытовавшее раньше мнение о промышленниках как «пестрой толпе случайных гостей Северной Азии» .
Даже после оскудения соболиных запасов не все промышленники торопились покинуть Сибирь, так они прочно осели в низовьях Оби, Енисея, Хатанги, Оленека, Лены, Яны, Индигирки, Колымы и Анадыря.
В конце XVII века начался «песцовый период» освоения зоны тундры. Белый песец стал своего рода денежной единицей, каким был соболь в XVI–XVII веках. Когда же якуты и другие полукочевые народы Севера «поняли» значение песцового промысла, хозяйство их стало перестраиваться и постепенно приняло «русское» направление — рыболовецко-промысловое, в обязательном комплексе с ездовым собаководством, которое в современном виде возникло и развилось благодаря появлению спроса на белого песца.
Известно, что землепроходцы и полярные мореходы в XVII веке на Индигирке и Колыме встречались с юкагирами — собаководами. Но собаководство юкагиров скорей всего было не ездовым, а тягловым. Оно имело совершенно иной характер, чем современное собаководство русских арктических старожилов и северных якутов. У юкагиров оно могло иметь значение лишь как средство общения между соседними семьями, но не как основной производственный фактор в хозяйстве, когда не существовало еще песцового промысла и извоза, т. е. специального занятия, состоящего в перевозке на собаках грузов или людей на значительные расстояния.
И только с приходом русских на Крайний Север ездовое собаководство получило широкое распространение. Оно стало обеспечивать песцовый и зверобойный промысел, рыболовство, административные и торговые перевозки. Русские довели ездовое собаководство до совершенства, превратив его в межрегиональный транспорт, сыгравший огромную непереоценимую роль в освоении Арктики, в развитии циркумполярной цивилизации.

Читайте также:  Как привить собаку если до 5 месяцев не прививали

Источник

Самые важные «транспортные» домашние животные

Много тысячелетий назад человек впервые обратил внимание на животных, но не как на пищу, а как на средство передвижения. Не все животные годились для этого, но все же нашлись и те, которые подчинились человеку и позволили ему сидеть на своей спине. Впоследствии люди стали не только ездить верхом, но и запрягать животных. В разных странах ездовыми животными и животными для верховой езды были звери, которые обитали в данной местности.

Лошади, безусловно, — одни из самых важных животных. Оседлав лошадей, человек смог передвигаться гораздо быстрее и на более длинные расстояния, тем самым получив возможность осваивать новые земли. Со временем лошадей стали впрягать в повозки, сани, телеги и прочее, тем самым они помогали в перевозке грузов и людей. В сельском хозяйстве лошадей часто использовали, как тягловую силу. Оценили лошадей и военные. Стоит только вспомнить, что кавалерия до появления техники считалась элитным видом войск.

В азиатских и африканских странах слоны были незаменимы. Их, конечно, никуда не впрягали, поэтому основное их предназначение было в перевозке людей на своей спине и в переноске тяжестей. Слоны не используют свои скоростные способности на «службе» у людей, но и их обычной скорости передвижения, а также высокой выносливости, хватило, чтобы человек признал его самым важным «транспортным» животным.

Собаки в местах, где снег лежит чуть ли не круглый год, стали незаменимыми перевозчиками. Собачья упряжка обычно состоит из шести и более собак (с одной ведущей собакой-вожаком), саней (ездовые нарты) и погонщика. Ездовых собак необходимо тренировать для этой работы с самого детства. Чтобы стать погонщиком, также необходима специальная подготовка и определенные навыки. Этот «транспорт» в настоящее время заменили снегоходы, но в некоторых районах он актуален, как и прежде.

Читайте также:  Порода собак у шувалова

Еще один «северный транспорт» — северные олени. Упряжное оленеводство, как и собаководство, распространено на Северо-Западе России, Дальнем Востоке и в Сибири. Оленей (от одного и более) запрягают в специальные ездовые нарты (узкие сани), погонщик же, как правило, управляет нартами, сидя в них. Оленьи упряжки для жителей северных широт порой единственное средство передвижения и перевозки грузов.

В странах Азии (Ближний Восток) и Африки большую популярность получили верблюды. Их используют, как упряжных и вьючных животных. Верблюды обитают и в Австралии, но там их использование в качестве транспорта не развито. Верблюды хорошо приспособлены к жизни в засушливых местах, они выносливые и сильные животные. Эти качества ценились во все времена, особенно во время войн (Средневековье, Античность) и в период развития торговли.

Считается, что прежде, чем оседлать лошадь, человек оседлал осла. На осле не только передвигались верхом, но и активно использовали его, как гужевой и вьючный транспорт. Это небольшое животное способно унести на своей спине вьюк весом до 75% от массы своего тела, а запряженное в повозку с грузом, в 3-4 раза превышающим его собственный вес, может пройти порядка 30 км. Как и человек, осел способен работать по 8-10 часов в день с одним перерывом. Эти качества просто не могли остаться незамеченными.

В некоторых азиатских странах быков использовали не только для получения мяса и шкуры и в качестве тяговой силы в сельском хозяйстве, но и в качестве гужевого транспорта. В Пакистане, Вьетнаме, Индонезии и Камбодже долгое время запрягали быков в двухколесную повозку, но в современном мире такая упряжка применяется только для соревнований.

Не всех животных человек оседлал из практических соображений. Например, самую крупную в мире птицу «поставили под седло» для развлечения. Страусиные скачки, когда птицы бегут наперегонки, управляемые сидящим на их спине человеком (жокеем), устраиваются только в Австралии, ЮАР и США. В качестве «полноценного транспорта» страусов (Struthio camelus) никогда не использовали.

Свиная упряжка — звучит нелепо, но это факт. Свиньи неплохо поддаются дрессировке, поэтому в старину их запрягали в сани или навьючивали на них тяжелую поклажу, отправляясь в поля. Свиньи могли даже перевозить детей на своих спинах. Чтобы свиньи выполняли такую работу, хозяева должны были много тренировать их, используя только лакомства и похвалу.

Столько животных используется в качестве упряжных животных, а чем сам человек хуже? В странах Южной Азии долгое время был распространен такой вид транспорта, как рикша, — повозка, которую тянет человек. Подобные повозки были также распространены в Париже в 17-18 веках. Существует это своеобразное одно- или двухместное такси и в настоящее время. Попытки в некоторых азиатских странах запретить рикши привели к забастовкам. Стоит также отметить, что в последние годы рикши часто используются во время свадеб.

Использование животных в качестве транспорта не только существенно облегчило жизнь людям, но и открыло перед ними новые земли и возможности. Некоторые их таких важнейших «транспортных» животных не потеряли своей популярности и поныне, а другие же — отошли на второй план, уступив место механической технике.

Источник

Когда люди начали использовать собак для передвижения?

Мы уже привыкли передвигаться на дальние расстояния, используя автомобили, автобусы, поезда и другие виды транспорта. Но жители северных регионов России, ввиду постоянной заснеженности, до сих пор передвигаются на санях, в которые запряжены несколько северных оленей или ездовых собак. Ученым уже известно, что собаки — это одни из самых первых домашних животных, которые до сих пор помогают людям во время охоты, поиска и поимки преступников, а также в охране домов и другого ценного имущества. Но в какой период времени люди научили собак такой сложной работе, как перемещение тяжелых грузов из одного места в другое? Недавно исследователи выяснили, что произошло это на территории древней Сибири, причем очень давно.

На фото — аляскинский маламут

Длинные сани для собачьих упряжек называются нартами. Человек, который управляет санями — это каюр.

Древние собаки

Выяснением даты и места возникновения первых ездовых собак занялись авторы специально созданного для такого рода исследований проекта QIMMEQ. На территории современной Якутии есть так называемый остров Жохова, где около 9 тысяч лет назад жили представители среднего каменного века. Во время проведения раскопок, на этой территории были найдены останки древних собак, рядом с которыми были обнаружены необычные изделия из костей. Своей формой они напомнили ученым застежки, которые используют современные эскимосы для сооружения собачьих упряжек.

Фрагменты саней, которые были найдены на острове Жохова

Возраст останков животных был оценен в 9,5 тысяч лет. Исследователи извлекли из костей найденных собак ДНК — молекулы, в которых хранится инструкция по развитию различных живых организмов. Эти данные были сравнены с генетической информацией 114 собак и волков из разных уголков мира. Оказалось, что с генетической точки зрения найденные собаки являются близкими родственниками современных ездовых пород вроде сибирской хаски, маламута и гренландских собак. Исходя из этого, ученые предположили, что люди начали использовать собак для передвижения на длинные расстояния в Сибири, около 9 тысяч лет назад.

Еще один представитель ездовых собак — сибирский хаски

История собак

По словам главного автора исследования Миккела Синдинга (Mikkel Sinding), результаты новой научной работы опровергают мнение о том, что ездовые собаки появились сравнительно недавно — около 3 тысяч лет назад. Более того, новое исследование доказывает, что ездовые собаки очень сильно отличаются от обычных пород. В основном, различие состоит в том, что они меньше боятся холода и более выносливы, благодаря чему могут быстро бегать на дальние расстояния, таская за собой тяжелый груз.

Скорее всего, такие различия в основном обусловлены питанием — жители северных регионов употребляют более жирную пищу, и это актуально даже в примере с животными. Также у ездовых собак более активные кровеносные сосуды, благодаря чему они лучше усваивают кислород и удерживают тепло в теле. Даже при недостатке кислорода, который может возникнуть при длительных физических нагрузках, мышцы ездовых собак хорошо сокращаются. Такими особенностями собаки других пород похвастаться не могут.

Гренландские собаки — представители одной из самых древних ездовых пород

Своим мнением насчет открытия поделился и другой участник исследования, Владимир Питулько. Он считает, что древние обитатели острова Жохова заботились о своих питомцах до самого конца, даже если они были старыми и больными. Использование собачьих упряжек до сих пор имеет место быть, но в основном люди теперь используют в этих целей оленей, потому что они более сильные и выносливые. Если в собачью упряжку входит, скажем, десяток собак, то в оленьей можно использовать в два раза меньше животных.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

К тому же, не стоит забывать, что технологии не стоят на месте. В конце 2019 года я писал, что китайские роботы-собаки Laikago Pro уже могут поднимать тяжелые грузы — на видео внутри статьи показано, как они тянут за собой автомобиль, пока на них сидит человек. Стоимость робота составляет около 45 000 долларов, однако в будущем такие механизмы могут стать дешевле. Так что, уже лет через 10 мы вряд ли удивимся, если эскимосы будут использовать для передвижения их, а ездовые собаки будут прохлаждаться рядом с ними на санях.

Источник