Меню

Выборка вещей собакой что это

Спец. дрессировка с кликером (выборка вещи).

Основная информация.
1. Выборка вещи.
Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по заданному запаху.
Выборка вещей способствует развитию обоняния у собаки, совершенствованию дифференцировки запахов и является базой для приучения собаки к выборке человека по запаху вещи.
Условные раздражители — команда «Нюхай» и жест — дрессировщик показывает рукой в направлении предметов.

2.Кликер.
Кликер — любое устройство, издающее звук щелчка при использовании. Щелчок, звук «клик», дал название этому устройств.
Конструкция: кликер, как правило, состоит из тонкой металлической пластины, размещённой внутри пластикового корпуса. При нажатии на конец пластины, она издает щёлкающий звук, также пластина щёлкает при возвращении в исходное положение. Кликеры бывают различной формы и цвета.
Применение в дрессировке: кликеры используются при дрессировке животных с использованием метода положительного подкрепления. Дрессировка собак с кликером — это новый эффективный метод дрессировки, его автором является известная дрессировщица Карен Прайор.
Теория и практика.
Самое главное это понимать, что занимаясь с кликером вы исключаете физическую силу, исключаете не на тренировку, а на всегда. В наше время это уже не актуально, мы договариваемся с собакой. Да! Именно договариваемся. Вся методика стоится на том, что собака выполняет множество небольших команд (упражнений), которые в дальнейшим становятся основой всей специализированной дрессировки.
В этом деле необходимо соблюдать несколько вещей: не спешить с началом занятий, лучше посмотреть ролики в интернете, почитать статьи, пообщаться со специалистами, подумать и решить:
— четко выстроить план дрессировок, отталкиваясь от того, что вы хотите добиться в конечном итоге.
— найти кликер-инструктора (помощника), самому очень неудобно и тяжело заниматься т.к. приходиться одновременно делать несколько вещей — это ловить нужный момент, поощрять собаку, следить за правильностью выполнения.

Начнем по порядку о выборке вещи с применением кликера, первоначальный этап.
Учим собаку команде «нюхай».
Для этого нам нужен предмет который собаке будет занюхивать. В дальнейшем вещь или предмет могут быть любыми.
Ставим обувь перед собакой, проявила интерес? Щелчек и корм и так по нарастающей, самое главное не заставляем собаку. Не в коем случае не применяем физическое воздействие на собаку. В конечном итоге у вас собака в удобной для нее позе (в дальнейшем позу вы по своему усмотрению выберите это посадка, укладка) будет занюхивать. Это поможет вам на выборках и следовой работе. Самое главное в нашем случае это когда собака всегда заинтересована и проявляет интерес к занятиям.
Данное действие повторяем 3-4 раза за день, с перерывами между подходами по 20-30 минут, данное занятие проводим в течение 3 дней( не спешите, добиваемся безотказности). Желательно в виде корма иметь — сыр или сух корм (не крупный, что бы собака не живала). Собаку не кормить, просто суточную норму корма отдаем во время занятия. Буду выкладывать как у нас проходит вся дрессировка с нуля, до выборки вещи и следовой работы. Все нюансы рассказываю/ показываю на занятиях.
Дрессировка собак проводится в г. Гатчина и Гатчинский район.
Индивидуальные занятия по согласованию и могут проходить в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.

Продолжаем ставить выборку, начинаем отрабатывать «Обозначение». Для этого нам нужно т.к. мы стали использовать обувь, пара ботинок со свежим запахом. дальнейшем вещь или предмет могут быть любыми.
Кладём обувь перед собакой, даём команду «нюхай» . Щелчек и корм и так по нарастающей, самое главное не заставляем собаку. Потом подаём команду «ищи» и пускаем собаку жестом руки. Собака обозначила искомый предмет, щелчек и корм. Не в коем случае не применяем физическое воздействие на собаку. В конечном итоге у вас собака в удобной для нее позе (в дальнейшем позу вы по своему усмотрению выберите это посадка,

укладка) будет занюхивать. Самое главное в нашем случае собака всегда заинтересована и проявляет интерес к занятиям.
Данное действие повторяем 1-2 за день, с перерывами между подходами по 3-4 часа, данное занятие проводим в течение 3 дней( не спешите, добиваемся безотказности). Желательно в виде корма иметь — сыр или сух корм (не крупный, что бы собака не живала). Собаку не кормить, просто суточную норму корма отдаем во время занятия. Буду выкладывать как у нас проходит вся дрессировка с нуля, до выборки вещи и следовой работы. Все нюансы рассказываю/ показываю на занятиях.
Дрессировка собак производится в г. Гатчина и Гатчинский район.
Индивидуальные занятия по согласованию и могут проходить в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.

Продолжаем ставить выборку, начинаем отрабатывать «Сам процесс». Для этого нам нужно т.к. мы стали использовать обувь, пара ботинок со свежим запахом и еще пара обуви с другим запахом. дальнейшем вещь или предмет могут быть любыми.
Кладём обувь перед собакой, даём команду «нюхай» . Щелчек и корм и так по нарастающей, самое главное не заставляем собаку. Потом подаём команду «ищи» и пускаем собаку жестом руки. Собака обозначила искомый предмет, щелчек и корм. Не в коем случае не применяем физическое воздействие на собаку. В конечном итоге у вас собака в удобной для нее позе (в дальнейшем позу вы по своему усмотрению выберите это посадка, укладка) будет занюхивать. Самое главное в нашем случае собака всегда заинтересована и проявляет интерес к занятиям. Необходимо понимать, что у нас уже для выбора есть 3 вещи и собака может определить ни правильно, что делать в такой ситуации.
-есть собака выбрала нету вещь, то мы просто берем и уводим ее, без слов, без негатива, проходим небольшой круг вдали от тренировочного места и возвращаемся
— есть собака выбрала нету вещь, то мы при повторных командах «нюхай» не даем ей корма, поощряем только поглаживаниями и любым положительным маркером (например: Хорошо или Молодец).

Данное действие повторяем 1-2 за день, с перерывами между подходами по 3-4 часа, данное занятие проводим в течение 3 дней (не спешите, добиваемся безотказности). Желательно в виде корма иметь — сыр или сух корм (не крупный, что бы собака не живала). Собаку не кормить, просто суточную норму корма отдаем во время занятия. Буду выкладывать как у нас проходит вся дрессировка с нуля, до выборки вещи и следовой работы. Все нюансы рассказываю/ показываю на занятиях.
Дрессировка собак производится в г. Гатчина и Гатчинский район.
Индивидуальные занятия по согласованию и могут проходить в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.

Тонкости и нюансы:
1. Желательно не повторять искомые вещи в течение 10 дней, дабы не было привыкания.
2.Не ставит искомый предмет часто первым или последним, всегда чередуйте т.к. присутствует возможность привить нежелательную для выборки реакцию на первый (последний) ботинок.
3. Работаем и боремся с хаотичной последовательностью выбора и добиваемся четкости выполнения упражнения.
4. Чем дольше вы делаете выборки на поводке и не даете собаке свободу, тем лучше и четче будет выполнятся данное упражнение в дальнейшем.
5. Собака всегда должна быть голодной в момент выборки.
6. После правильного выполнения, поощряйте собаку активным действием апортировкой или дайте покусать игрушку (валик).
7. Начальные этапы должны проходить в тишине и без раздражающих факторов, в дальнейшем необходимо вводить раздражающие факторы.

Источник



ТриСобаки.ру

Подразделы

Последние статьи

Спонсор станицы

Читайте также:  Продолжение мама хочу собаку

Приучение собаки к выборке вещей

Поместил: Администратор сайта Дата:2009-11-09 18:55:56

Назначение приема. Выборка вещей как самостоятельный прием не встречается, но имеет очень важное вспомогательное значение, так как способствует тренировке обонятельного анализатора собаки, совершенствованию ее дифференцировочных навыков и облегчает дрессировку собаки к выборке человека по запаху вещи и со следа.

Основные условные раздражители — команда «нюхай!» и жест — свободное выбрасывание правой руки в сторону лежащих вещей. Вспомогательными — команды «фу!», «апорт!», «хорошо!». В качестве безусловных раздражителей используются апортировочный предмет и лакомство.

Навык выборки вещей вырабатывается на базе условного рефлекса подноски предметов. Выборка вещей является продолжением приема апортировки со значительными усложнениями, поэтому и вводится она тогда, когда в совершенстве отработана апортировка.

Выборка вещей отрабатывается в три последовательных этапа. Прежде всего необходимо подготовить разнообразные апортировочные предметы, которые переносятся в специальных мешках.

При таком хранении и переноске эти предметы не будут иметь сильного индивидуального запаха человека. Так же необходимо иметь специальный пинцет длиной 70—80 сантиметров, изготовленный из гладкой проволоки толщиной 5—6 миллиметров. Проволока сгибается в середине, а концы ее загибаются в кольце диаметром 5— 6 сантиметров. Таким пинцетом очень удобно перекладывать вещи.

Первый этап. Его задача — выработка у собаки навыка выборки вещей, принадлежащих дрессировщику. Выборка вещей при этом является непосредственным продолжением заключительных упражнений приема апортировки.

Первоначально отрабатываются упражнения переходного характера: от апортировки к выборке вещей. На чистом и ровном участке местности кладется два одинаковых по форме «беззапаховых» предмета на расстоянии 20—30 сантиметров один от другого.

Дрессировщик останавливается в 3—4 шагах от вещей, лучше по направлению ветра (собака находится слева в сидячем положении без поводка), выставляет левую ногу вперед и влево перед собакой, левой рукой берет ее за морду так, чтобы она не могла открыть рта и дышала бы только через носовую полость, а правой рукой приближает к носу собаки апортировочный предмет на расстоянии 2—3 сантиметров и два-три раза произносит команду «нюхай!». При этом он следит за собакой и в момент принюхивания поощряет командами «хорошо!», «нюхай!», «хорошо!».

Затем этот предмет, потертый руками дрессировщика, бросается им к двум ранее положенным на землю предметам и помощник перекладывает его так, чтобы собака не видела. После этого дрессировщик дает собаке обнюхать свою ладонь с растопыренными и слегка согнутыми пальцами в течение 4—5 секунд и жестом правой руки по команде «нюхай!» посылает ее на выборку.

Сильно возбудимых и недостаточно послушных собак следует посылать на выборку на коротком поводке. Если собака возьмет искомую вещь, дрессировщик поощряет ее командой «хорошо!», подзывает к себе, отбирает вещь и дает ей лакомство. После выборки вещи собака должна подойти и сесть перед дрессировщиком. Если же она самостоятельно не садится, то в первое время не следует принуждать к этому, а отбирать вещь без посадки, так как лишние мехнические раздражители мешают выработке нужных навыков. На последующих занятиях (через 3—4 дня) выборку вещи надо обязательно заканчивать посадкой собаки перед дрессировщиком.

Если собака при выборке ошибается и пытается взять не ту вещь, дрессировщик предупреждает это запрещающей командой «фу!» в мягкой интонации. Если она все же схватила предмет и не бросает его, интонация команды «фу!» повышается и может быть доведена до угрожающей. В том случае, когда собака недостаточно реагирует на вещи, дрессировщик произносит команды «нюхай!», «апорт!» и тем самым заставляет собаку искать нужную вещь.

В течение одного занятия выборку вещей можно производить 2—3 раза, причем при каждом подходе к вещам собаку пускают на выборку не более 2—3 раз.

Надо добиваться при этом, чтобы последний пуск собаки на выборку был всегда удачным и закреплен лакомством. Если животное посылают на выбору 2— 3 раза подряд, то каждый раз надо бросать новую вещь. Одну и ту же вещь класть несколько раз нельзя, так как собака приучится к поиску вещи не столько по индивидуальному запаху дрессировщика, сколько по запаху слюны, оставленной самой собакой. При этом надо помнить, что вещи, схваченные собакой по ошибке, должны немедленно удаляться.

Во всех случаях выборки, кроме «слепой», дрессировщик должен знать местонахождение искомой вещи. Не следует долго останавливаться на отработке переходных упражнений, так как у собаки может образоваться нежелательная связь на силу запаха искомой вещи. Через 5—6 занятий или раньше, если собака начнет выбирать вещи дрессировщика из беззапаховых вещей, при различных усложнениях, необходимо приступить к выработке навыка выборки вещей дрессировщика из вещей, имеющих индивидуальные запахи посторонних лиц.

На площадке кладутся три предмета: два без запаха и один с запахом. Дрессировщик с собакой становится в 3—4 шагах от них, бросает свою вещь к ним, а помощник подправляет ее пинцетом. После этого дрессировщик дает собаке обнюхать свою руку и пускает на выборку. Управление собакой и завершение упражнения осуществляется так же, как и при предыдущих упражнениях.

Методика дальнейших усложнений выборки вещей заключается в следующем. Если вначале клали одну вещь с посторонним индивидуальным запахом, а две вещи были без запаха, то в дальнейшем на каждом занятии, по мере результативности действий собаки, кладут по одной дополнительной вещи с посторонним запахом и уменьшают количество вещей без запаха.

Общее количество вещей увеличивается до 6—8 штук. Не следует забывать, что основная команда в этом приеме — «нюхай!», обозначающая общий сигнал к принюхиванию и к дифференцировке запахов. Команды «апорт» или «хорошо» применяют только тогда, когда собака точно л обнюхивает искомую вещь, но не берет ее в зубы. Команду «фу!» произносят только в мягком тоне и только в том случае, если собака по команде «нюхай!», поданной в угрожающем тоне, не бросает неправильно взятую вещь.


Рис. 15. Правильная подача лакомства

На выборке применяются вещи из различных мате- , риалов и разной формы. Дрессировщик меньше помогает собаке командами и другими сигналами и добивается большей четкости работы при подносе вещи. Увеличивается давность времени между раскладкой предметов и началом пуска собаки на выборку. Дрессировщик и помощник должны класть вещи на выборку одновременно, чтобы не было разности в давности их запахов. Для этого в стороне от группы людей (в 3—4 метрах) дрессировщик кладет 2—3 дополнительных предмета.

В последующем собака пускается на выборку как с обнюхивания руки, так и с обнюхивания другой вещи дрессировщика. После того, как она будет безотказно и четко выбирать вещь дрессировщика из 8—10 предметов различных по форме и размеру, имеющих посторонние запахи, следует перейти к выборке «чужих» вещей.

Задача второго этапа — выработка у собаки навыка выборки «чужих вещей». Вначале отрабатываются переходные упражнения. Кладутся 2—3 беззапаховых предмета, взятых из мешка.

Дрессировщик с собакой останавливается в 3—4 шагах от вещей. Здесь же в стороне находится помощник, имеющий несколько апортировочных предметов.

Дрессировщик выставляет левую ногу вперед и влево так, чтобы бедро оказалось против груди собаки, левой рукой держит собаку за морду, а правой за ошейник (такое положение исключает возможные покусы руки помощника). Помощник подходит к дрессировщику сзади с правой стороны так, чтобы собака не видела его движения, и дает ей обнюхать свою вещь, а левую руку кладет на спину дрессировщика (для оповещения дрессировщика о принюхивании собаки).

Читайте также:  Брелоки для ключей с собакой

Когда помощник поднесет вещь к носу собаки, дрессировщик подает команду «нюхай!», «нюхай!» и заставляет ее принюхиваться, а по сигналу помощника (легкие удары пальцами левой руки по спине) одобряет ее командами «хорошо!», «нюхай!», «хорошо!».

После того, как собака ознакомилась с запахом вещи, помощник кладет свою вещь на место выборки между двумя предметами. Затем помощник дает собаке обнюхать

правую ладонь с растопыренными и полусогнутыми пальцами и отходит назад, не отвлекая собаку. Дрессировщик посылает ее на выборку и управляет ею соответствующими командами, оказывая необходимую помощь при затруднениях.

Вначале некоторые собаки ищут вещь дрессировщика и не поднимают вещь помощника. В этих случаях дрес сировщик должен подать команду «нюхай!» в повышенном тоне. Если собака возвращается к дрессировщику без вещи, то следует вторично дать ей обнюхать ее и снова послать на выборку. Каждый раз упражнение должно заканчиваться выборкой искомой вещи, хотя бы с по мощью дрессировщика. На первых занятиях можно подавать дополнительную команду «апорт!» и, как исключение, показывать рукой на искомую вещь.

По мере выработки навыка вводятся усложнения в той же последовательности, как и на первом этапе. Надо иметь в виду, что долго останавливаться на переходных упражнениях не рекомендуется, чтобы не выработать у собаки нежелательную связь на силу запаха. Как только собака безотказно начнет выбирать вещь помощника из группы беззапаховых предметов, следует перейти к упражнениям по выработке навыка выборки «чужой» вещи из группы вещей, имеющих запахи других людей. Кладут 3—4 одинаковых по форме предмета, из которых один искомый, а остальные дополнительные (один с запахом, а другие беззапаховые). Пуск собаки на выборку производится, как и в предыдущих упражнениях. В первое время дрессировщик должен знать место расположения искомой вещи с тем, чтобы своевременно помочь собаке при затруднениях.

В целях совершенствования навыка выборки и доведения его до четкости вводятся усложнения. Постепенно увеличивается количество раскладываемых вещей. На выборке используются разнообразные по форме, размеру и качеству вещи (малые, большие, деревянные, кожаные металлические и т. дЛ.

Прежде чем приступить к выборке какой-нибудь новой по форме и размеру вещи, необходимо предварительно заниматься апортировкой таких предметов.

Перед пуском собаки на выборку нового предмета вначале целесообразно дать ей обнюхать его

Большое значение в тренировке обонятельного анали-‘ затора собаки имеет выборка вещей с постепенным увеличением давности их запахов. С этой целью на участке

кладут вещи нескольких помощников. Причем одна вещь основного помощника кладется сразу в группе других, а две вещи — в стороне от них, которые во время выборки по мере надобности перекладываются в группу вещей с помощью пинцета.

В этом случае выборку вещей начинают после их раскладки через определенное время (вначале через 10—15 минут, а впоследствии с постепенным увеличением давности до 1—2 часа). Нельзя пускать собаку на выборку вещи, которую только что держал помощник, в противном случае собака будет выбирать вещь по силе запаха, а не по его индивидуальности.

Степень подготовленности собаки проверяется на «слепой» выборке вещей, когда дрессировщик не должен знать местонахождения искомой вещи. Такой выборкой руководит инструктор.

Для предотвращения образования у собаки нежелательных связей каждый раз надо менять местонахождение искомой вещи и привлекать в качестве основного помощника разных лиц. Места, где кладут вещи для выборки, должны чаще меняться.

Третий этап (заключительный) имеет целью довести навык выборки вещей до безотказности в сложных условиях.

Собаку приучают к выборке с обнюхивания дополнительной вещи помощника (обнюхивание руки исключено). Это делается так.

Основной помощник в районе выборки в 3—5 метрах от группы вещей оставляет 3—4 апортировочных предмета. С подходом дрессировщика с собакой инструктор отдает вещь. Дрессировщик осторожно берет ее, дает собаке обнюхать, затем кладет вправо назад. Остальные вещи основного помощника инструктор перекладывает по одной в группу для выборки и пускает собаку на выборку.

Одним из самых сложных видов является последовательная выборка вещей нескольких помощников (двух-трех). Дрессировщик подходит к группе вещей и пускает собаку на выборку вещи одного из помощников. Затем помощник меняется, и собака вновь пускается на выборку с обнюхивания вещи или руками нового помощника (вещь нового помощника должна быть положена одновременно с вещами других).

Так же можно производить выборку вещи третьего помощника. Рекомендуется проводить выборку поочередно из разных групп вещей, то есть выбирать вещь одного

помощника из одной группы, затем другого из второй. Постепенно собака приучается к выборке вещей в присутствии людей на площадке выборки. Рекомендуется периодически посылать собаку на выборку при отсутствии в группе искомой вещи. Так проверяется четкость навыка и наличие нежелательной связи. Однако злоупотреблять этим упражнением не следует. Все усложнения способствуют развитию у собаки навыков дифференцировки, необходимых при работе по другим специальным приемам.

Навык выборки вещей считается выработанным, когда собака четко выбирает «чужие» вещи из 8—10 вещей, имеющих разные формы, размеры, материал изготовления и т. д.

При этом приеме чаще всего допускаются следующие ошибки, которые ведут к образованию у собаки нежелательных связей.

1. Неправильный подбор участка для занятий в начальный период (с наличием сильных посторонних запахов, высокой травы и отвлекающих раздражителей).

2. Привлечение в качестве основного помощника одного и того же человека.

3. Использование вещей, имеющих, кроме индивидуального запаха, посторонние запахи (мяса, слюны собаки и пахучих веществ), привлекающих собаку к выборке неискомой вещи. Не следует также класть для выборки одну и ту же вещь, которую собака один раз уже выбрала или брала по ошибке. Такие вещи сразу же должны удаляться.

4. Использование вещей с запахами разной давности, то есть, когда выбираемая вещь перед выборкой усиленно натирается, а остальные не натираются и остаются с меньшим запахом. Это приводит к тому, что собака выбирает вещь не по индивидуальному запаху помощника, а по силе запаха.

5. Лишние движения и команды дрессировщика во время выборки, ведущие к образованию нежелательных связей. Например, если вспомогательные команды «апорт!» и «хорошо!» дрессировщик все время будет произносить в момент, когда собака только еще намерена взять искомый предмет, то в этом случае у собаки образуется нежелательная связь и она будет производить выборку не по запаху, а по команде.

Незначительные движения дрессировщика в момент выборки могут стать для собаки сигналом для взятия вещи без обнюхивания. Например, движения назад в

момент, когда собака обнюхивает искомую вещь, могут стать для нее условным сигналом.

Надо учесть, что выборка вещей — труднейшая задача для собаки, поэтому она пользуется всевозможными сигналами дрессировщика, облегчающими ее. Вот почему так важно, чтобы дрессировщик строго следил за своим поведением.

Источник

Выборка вещи собакой

Один из основных навыков, необходимых для серьезной служебной собаки, является выборка вещи.

Процесс обучения состоит из трех этапов.

Для обучения навыку потребуется:

Лакомство на первоначальном этапе.

Предметы, содержащие запах человека. Это может быть все, что угодно. Но идеальный вариант для обучения — древесные палочки.

Начальный этап

Его можно разделить на две части. Задача №1 — научить собаку команде “нюхай”. Задача №2 — обучение приносить вещь чужого человека.

Перед тем, как приступить к научению первичной задаче, необходимо хорошенько выгулять питомицу. Чтобы внутренние раздражители не отвлекали ее от процесса. Для тренировки выбирают спокойное место, где нет или очень мало раздражителей.

Читайте также:  Породы собак похожих лис

Во время занятия собака находится у левой ноги проводника. Тот обхватывает ее морду левой рукой таким образом, чтобы животное не могло открыть пасть. В правой ладони учителя зажато лакомство. Он подносит кулак с лакомством к носу питомца и дает команду “нюхай”. Собака начинает активно принюхиваться к руке проводника. Тот снова подает команду “нюхай”, затем разжимает руку с лакомством, поощряет собаку, хвалит ее и оглаживает.

На первоначальном этапе лакомства должно быть достаточно. Подкрепление чаще производится лакомством. Спустя 3-5 занятий проводник постепенно начинает учить собаку обнюхиванию пустой руки, чередуя это с лакомством. За активное обнюхивание собаку хвалят (“хорошо”, “молодец”, “супер”, “да” — любой вариант на выбор).

Где-то с 8-10 занятия собаке предлагают к обнюхиванию палочку или иную вещь, которая пропитана запахом помощника. Похвала голосом, лакомство убирается. Задачу можно считать выполненной, если при подаче команды “нюхай” собака активно принюхивается к вещи или палочке.

Обучение апортировке. Это вторая задача, которой необходимо научить собаку. Научение проходит в известном собаке месте, с наименьшим количеством раздражителей вокруг. Здесь потребуется помощник.

Собака сидит у левой ноги проводника. Помощник стоит справа от проводника и чуть позади него. Левой рукой проводник обхватывает морду собаки, а правой берет у помощника палочку или иную вещь. Подносит к носу животного, дает команду “нюхай”. После того, как “ученик” обнюхал предмет, проводник бросает эту вещь или палочку вперед. Удерживает собаку за ошейник на протяжении нескольких секунд, затем дает команду “апорт”, одновременно с этим отпуская животное. Собака приносит брошенную вещь, проводник хвалит ее и поглаживает.

Первые несколько занятий (от 2 до 5) проводятся на открытой местности. Апортировка производится только в зоне видимости животного.

Через некоторое время вещь бросают в траву или кусты. Это делается для того, чтобы собака активно работала чутьем. Если животное уверенно ищет вещь и находит ее только по запаху, начальный этап обучения можно считать завершенным.

Он включает в себя научение собаки находить необходимую вещь или палочку среди других.

На первых занятиях потребуются два помощника. Постепенно их число увеличивают до 10 человек и более. У каждого помощника находится вещь или палочка с его индивидуальным запахом.

Процесс обучения начинается с того, что собака сидит у левой ноги дрессировщика. Ее знакомят с палочкой или вещью первого и главного помощника. Затем он бросает свою палочку вперед. Дает собаке еще одну вещь или палочку, которую она активно обнюхивает.

После данной манипуляции, первый помощник кладет эту вещь (палочку) непосредственно в то место, где будет проходить отработка выборки. Второй помощник кладет рядом с его вещью (палочкой) две свои вещи. Оба помощника уходят в тыл.

Проводник дает собаке команду “апорт”, рукой направляя ее к вещам помощников (палочкам). Собака тщательно обнюхивает их и выбирает необходимую. Если же

животное ошибается, то проводник дает команду “нет” или “нельзя”, а затем команду “апорт”. Как только питомица сделала правильную выборку, еще хвалят и поглаживают.

Постепенно количество помощников увеличивают до 10-15 человек. У каждого из них по две вещи или палочки. Процесс обучения происходит так же, как описано выше. Только теперь задача усложняется: собака должна найти вещь первого помощника среди большого количества других вещей. За каждый правильно выполненный подход следует речевая похвала и поглаживание.

Третий этап — завершение обучения

После того, как собака научилась безошибочно выбирать необходимую вещь среди остальных, можно переходить к финальному этапу. Но делается это только после того, как не было ошибок в выборке, минимум на 5 занятиях.

Теперь животное учат обнюхивать руку основного помощника. Трижды питомица активно обнюхивает руку, и после этого, её посылают к месту, где находятся предметы выборки.

Это называется доведением условного рефлекса до навыка. Если на первых двух этапах у животного закрепляли условный рефлекс, то теперь его превращают в навык.

После того, как собака научилась стабильно работать, не допуская ошибок, правила меняются. Прежде тренировка проходила на спокойном, ровном участке с минимумом раздражителей. Теперь собака должна работать совершенно в иной местности. Вещи раньше лежали в непосредственной близости друг с другом. На завершающем этапе обучения их раскладывают беспорядочно, на достаточно далеком расстоянии.

Заключение

Научение выборке можно считать успешным, если собака безошибочно работает в любых условиях, не отвлекаясь на внешние раздражители. Животное обнюхивает руку помощника, находит его вещь, приносит её проводнику и садится напротив него, удерживая вещь в пасти до того момента, как будет дана команда “дай”.

Важно, чтобы собаку учили работать именно с запахом помощника. Неопытные проводники порой открывают Америку, пытаясь работать с животным на свой запах. Это в корне неверный подход.

Все начинается с малого, или от простого к сложному. Сначала учат самому легкому (команде “нюхай), и постепенно переходят к выборке вещи основного помощника среди 10 – 15 вспомогательных.

Источник

Выборка вещи

Навык выборки вещей необходим для опознания искомого человека по заданному запаху.

Выборка вещей способствует развитию обоняния у собаки, совершенствованию дифференцировки запахов и является базой для приучения собаки к выборке человека по запаху вещи.

Условные раздражители — команда «Нюхай» и жест — дрессировщик показывает рукой в направлении предметов.

Кроме этого, подаются все команды, применяемые при апортировке.

Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Выборка вещей является продолжением апортировки в более сложных условиях.

Переход от апортировки к выборке вещей осуществляется через подготовительные упражнения по приучению собаки спокойно обнюхивать предмет по команде «Нюхай» и находить его в группе подобных же предметов, находящихся на площадке в 3—4 метрах от нее.

К этому времени она должна быть приучена к спокойному поведению при зажимании (обхватывании) морды. Упражнения выполняются так.

Посадив собаку рядом, дрессировщик обхватывает морду собаки и подносит предмет к ее носу на расстояние 3—4 сантиметров.

Удерживая предмет неподвижно, произносит команду «Нюхай». При этом рекомендуется повторять занюхивание 2—3 раза с небольшими перерывами. Начальные упражнения заканчиваются поглаживанием собаки и выгуливанием.

В дальнейшем упражнение усложняется. После обнюхивания этот предмет бросают к 8—10 подобным, лежащим на площадке, и через 2—3 секунды по команде «Нюхай, апорт» собаку посылают искать брошенный предмет по его запаху.

В первое время надо помогать собаке выбрать искомый предмет командами «Фу», если собака ошибается и хватает другой предмет, и «Нюхай» — для продолжения поика нужного предмета.

При правильной выборке следует поощрить ее словом «Хорошо», подозвать и посадить перед собой, забрать предмет и дать лакомство.

Следующий этап подготовки к выборке вещей заключается в поиучении собаки апортировать чужие предметы, обнюхивать их и находить в группе таких же вещей. Приучить ее заинтересованно апортировать вещи помощника можно следующими способами.

Первый способ. Помощник возбуждает собаку на апортировочный предмет и бросает его к другим подобным предметам. Дрессировщик посылает собаку за предметом и за выбранный и поднесенный предмет поощряет ее лакомством.

Второй способ. Все дрессировщики учебной группы кладут по 8—10 предметов в полиэтиленовые пакеты и обмениваются ими. Имея достаточное количество предметов с чужим запахом, каждый дрессировщик самостоятельно выполняет упражнения на своем участке. После занятий предметы возвращаются их владельцам.

Источник