Меню

Есенин собаке качалова конспект чтение

С.А. Есенин «Песнь о собаке»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Метапредметные: строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: выявление идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Скачать:

Вложение Размер
urok_pesn_o_sobake.docx 34.01 КБ

Предварительный просмотр:

С.А.Есенин «Песнь о собаке»

  1. Личностные: развитие гуманистического мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.
  2. Метапредметные: строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения; совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  3. Предметные: выявление идеи стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке», проявившейся в интонации стихотворения, стремлении «очеловечить» образы животных; совершенствовать навыки анализа художественного текста.
  1. Портрет С.Есенина;
  2. Мультимедийная презентация;
  3. Иллюстрации к стихотворению, сделанные учащимися

На прошлом уроке мы начали разговор о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина — великого русского поэта, человека с очень тонкой, проникновенной душой, умеющего чувствовать чужую боль как свою собственную. С особой теплотой он писал о братьях наших меньших, изображая их чувства, переживания, заставляя читателя сострадать им.

— И наш сегодняшний урок посвящён серьёзной проблеме, которую можно выразить словами Антуана де Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили?»

— Кто подразумевается под этой фразой?

— О ком из братьев наших меньших мы сегодня будем говорить, вы поймёте после небольшого сообщения.

В юности Есенин стал свидетелем события, которое его потрясло. Собака соседа Есенина ощенилась, и хозяин убил всех щенят. Мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, рассказала этот случай, именно под впечатлением от него Есенин написал стихотворение.

— О каком же стихотворении Есенина пойдёт речь? А что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели перед собою ставим? Анализировать стихотворение, совершенствовать навыки анализа художественного текста, строить высказывания, аргументированно доказывать свою точку зрения;

Запишите число, классная работа, тема урока.

Стихотворение «Песнь о собаке» было написано С.А.Есениным в 1915 году. Ему в то время было всего двадцать лет. Впервые это стихотворение вышло в сборнике «Радуница» в 1918 году. Сам С. Есенин очень любил животных и написал много стихотворений о них, он умел выразить свои чувства в незамысловатых, запоминающихся, удивительно ярких строках.

М.Горький говорил, что Есенин «первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных».

А сейчас я вам предлагаю посмотреть анимационный фильм, снятый по стихотворению Есенина «Песнь о собаке» А прослушав его, определите, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Откройте учебники на стр.

Беседа по тексту стихотворения

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

— На какие картины (части) можно поделить стихотворение? Озаглавьте их. Что будет кульминацией стихотворения? Самый напряжённый момент стихотворения.

1. 1-2 строфы «Рождение щенят»

2. 3 строфа «Приходит хозяин»

3. 4 строфа «Гибель беззащитных щенят»

4. 5-6 строфы «Путь собаки домой»

делают записи в тетрадях.

А сейчас проанализируем идейно-художественное своеобразие каждой части стихотворения. Проникнем в суть его, определим идею. У каждого на парте есть табличка, которую вы заполните в ходе работы над текстом стихотворения. Эта работа вам поможет лучше понять стихотворение.

Слова, выражающие цвет, свет.

Выразительное чтение 1,2 строфы (слайд).

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

— Какие слова показались непонятными? (Рогожа, закут) определение

— Какова интонация первых двух строф ? (Спокойный тон начала не предвещает трагедии).

— Когда щенки появились на свет ? (Утром, когда мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых новых жизней).

— Что вы знаете о значении числа семь ? (Из сказок мы знаем, что это число является счастливым, число 7 в народной поэзии олицетворяет семью).

— Какая картина представляется вам после прочтения этой строфы? (Уютный уголок, куда попадают солнечные лучи и где ласкаются животные, представлена картина собачьего счастья).

— Какой цвет преобладает ? (Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь. «ржаной закут», как символ плодородия, в котором ощенилась собака).

  • Заполнение 1 части таблицы:

Ржаной закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет шерсти щенят.

Как называются такие слова в литературном произведении? (эпитеты).

Выразительное чтение 3 строфы

А вечером, когда куры

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

— Эта строфа начинается с указания времени суток . Какую роль играет это точное указание на время? (Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время. И молчат до поры до времени петухи – Перуновы птицы, от крика которых утром в страхе бегут с поля битвы за владычество силы мрака).

— Какой герой появляется в этой строфе? («Хозяин хмурый» разрушает счастье собаки: «семерых всех поклал в мешок»)

— Что подчеркивает грубо просторечное слово «поклал»? ( Покласть можно неодушевленные предметы).

Такое слово подчеркивает угрюмую непреклонность действий хозяина, его равнодушие, черствость души. Он подобен туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира — туча – вызывала у наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут по ночам украденное или завоеванное солнце. «Рыжие», как солнце, щенята брошены в темный, душный мешок). Какие слова помогают нарисовать картину.

Тьма, мрак (вечер), «хмурый» хозяин.

4. Выразительное чтение 4 строфы

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

— В этой строфе нет описания самого жестокого события, поэт отказался от кульминационной сцены . Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Почему? (Возможные варианты учащихся). Есенин использует в этой строфе такой прием, как умолчание.

(Прием умолчания используется для того, чтобы читатель сам представил себе эту страшную картину и чувства, которые испытывает лирический герой. Можно себе представить, что собака не успела увидеть гибель своих щенят. А может, она наблюдала эту картину. Страшно становится от осознания, что собака ничем не могла помочь своим детям).

— Какой многозначительной деталью заменяет Есенин сцену гибели щенят? («Долго, долго дрожала» гладь воды).

— О чем нам говорит эта деталь? (Долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывшую от нее детей. А человек убил и спокойно пошел домой, для него то, что он сделал только что, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?) А какой цвет преобладает в этой строфе,

Белый цвет сугробов. Воды незамерзшей гладь.

А какого цвета вода в проруби?

Стальной отлив воды в проруби.

Выразительное чтение 5,6 строфы .

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

— Подберите синонимы к глаголу «плелась». (Брела, шла). Почему поэт выбрал именно это слово? (Этот глагол передает состояние умершей души).

— Что позволило собаке принять месяц за своего оставшегося в живых щенка? (Во-первых, цвет, во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка).

— Какое значение приобретает словосочетание «в синюю высь»? (Синяя высь такая же холодная и глубокая, как синяя вода… Там, в синей воде – синей выси, — желтый месяц, он бежит, как живой, как её щенок… На мгновение мир снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо).

— А какие звуки (гласные) преобладают в этой части стихотворения? Для чего Есенин использует звукопись? (ассонанс)

(Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, о, у).

Золотистый, серебристый цвет месяца. Чернота, наступившая после его бегства.

Выразительное чтение 7 строфы .

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

— По эмоциональной глубине происшедшая трагедия сравнивается с библейской мерой жестокости: бросить голодному камень вместо хлеба. В первых строках отражены обман ожидания, разочарование.

— Какое значение имеет выражение «золотыми звездами в снег»? Как такой приём называется в литературоведении? (Возможные мнения учащихся).

(Золотые звезды – слезы собаки, которые наполнены любовью к детям. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо, которое отразилось в глазах собаки).

— Среди поверий наших предков есть и такое: звезды, горящие на небе, — души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда – умирает человек… Таким образом, «золотые звезды» — наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

— А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте каждую колонку нашей таблицы. Что мы увидим? — Какой цвет вам видится в начале стихотворения? (Золотой цвет – цвет солнца, олицетворяющий радость рождения).

— А в конце стихотворения? (Темно-синий и черный, подчеркивающий трагедию собаки). А как вы думаете, с чем связана такая цветовая гамма?

(Вначале мы видим, как радуется мир появлению щенят. Далее мы замечаем, как постепенно мир теряет свои краски, свой свет, как молчит он, устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Замечаем мы, какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе и как вместе с золотыми звездами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ним и жизнь. В черно-белое беззвучие погрузился мир).

— Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки? ( яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку.

— Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он хмурый, подобный тени)

Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить себе хмурого, бездушного хозяина) А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать, подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми звездами»)

-А сейчас мы подошли к самому главному. Как бы вы определили основную мысль стихотворения? Его идею? Какие мысли, чувства хотел до нас донести автор? (Человек должен чувствовать ответственность за все живое на земле. Есенин попытался в своем стихотворении показать трагедию собаки-матери. В стихотворении он выразил мысль о том, как бессердечны люди, утратившие ощущение родства со всем живым на земле).

В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, все живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного, растения, человека. Однажды поэт сказал о своем понимании мира так: «Все мы яблони и вишни голубого сада», «Все от древа». О каком древе идет речь? О древе жизни – прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы – дети единого древа жизни, то горе собаки, потерявшей своих щенков, — это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате. Таким образом, «золотые звезды» — наполненное любовью к детям сердце матери. Материнскую скорбь невозможно измерить, она безгранична, как звездное небо.

— Почему стихотворение Есенина названо «песнью»?

Песнь – 1. Эпическое произведение на историческую или героическую тему, например «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, «Песнь о Нибелунгах». Такое определение жанра придает серьезность произведению: все живое достойно жизни, достойно сочувствия. Очеловечивая собаку, Сергей Есенин испытывает глубокое уважение к миру живых существ, достойному величественной песни. Это своего рода гимн святому чувству материнства.

— Давайте прочитаем эпизод из рассказа А. Костюнина «Прима и ее щенки». Какие чувства испытывает Прима?

— Каков финал рассказ?

— Давайте прочитаем и проанализирует сцену гибели щенков?

-Какой момент особенно потрясает читателей?

— Как вы думаете, какие чувства испытывает в этот момент Прима?

— Несомненно, вы правы. Горе матери – это всегда горе. И совсем неважно, кто мать – женщина или собака, чувство материнской любви всегда является сильным.

— Скажите, а как вы понимаете последний абзац рассказа?

-Давайте подведем итоги нашего урока?

Выводы Чему же учит нас стихотворение С Есенина «Песнь о собаке» и рассказ А.Костюнина «Орфей и Прима» ?

Выводы по уроку.

Рассказ наглядно показывает, что в мире существует много зла. Оно существовало всегда. Это извечная борьба добра и зла, алчности и бескорыстия, жестокости и милосердия. Но выбор всегда за человеком. Как поступить в сложившейся ситуации каждый решает сам. Но есть вечные ценности, пренебрегать которыми никак нельзя.

«Звёзды не продаются. Звёзды светят всем одинаково» — это большой жизненный урок, который хочет нам преподать А.Костюнин.

— Что нового открыли вы сегодня для себя на уроке? Что почувствовали? Над чем заставило вас задуматься стихотворение Есенина и рассказ А.Костюнина? Оцените свою работу и работу товарищей. (Обсуждение ответов и выставление оценок).

  1. Выучить стихотворение «Песнь о собаке» наизусть

Источник



Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Собаке Качалова» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Собаке Качалова.

История написания – Стихотворение написано в 1925 году, и представляет собой монолог, обращённый к Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.

Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.

Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «бесшумную», бархатная», милая», «доверчивая».

Метафоры – «повоем при луне».

Сравнения – «как пьяный друг».

История написания

Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.

В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.

Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.

Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.

В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.

Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, « повыть при луне ».

Описывая Джима как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.

В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он раскаивается перед любимой женщиной, той, « что всех безмолвней и грустней ». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне просит прощение за боль, которую ей причинил.

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части.

  • В первой части лирический герой обращается к псу – как к своему лучшему другу. Он очеловечивает собаку, в которой видит полноценного участника разговора.
  • Вторую часть можно назвать кульминационной, поскольку автор обращается к теме поиска смысла жизни.
  • В третьей части раскрывается тема любви к женщине. Неизвестно, кому конкретно обращены слова любви. Свое признание лирический герой выражает через пса – посредника между ним и предметом его чувств.

Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, в котором мысли и чувства лирического героя обнажены до предела.

Средства выразительности

Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.

Авто использует метафоры (« повоем на луну», ), эпитеты (« милая», «доверчивая », «бесшумная погода » «бархатную шерсть »), сравнения (« как пьяный друг »).

Источник

Есенин собаке качалова конспект чтение

Автор: Румянцева Валентина Федоровна

Организация: ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 869

Населенный пункт: г. Москва

ГБОУ специальная (коррекционная) школа № 869

Конспект урока чтения

«С.А. Есенин «Собака Качалова»»

учитель русского языка и литературы

Тема урока: С.Есенин «Собака Качалова»

Цель урока: Продолжить работу над закреплением навыка беглого, выразительного чтения стихотворения, над пересказом, идейным содержанием;

Показать красоту поэзии С.Есенина, воспитание любви к ней, воспитание чувства дружбы.

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации и картины, изображающие русскую природу.

Сообщение плана урока.

Проверка домашнего задания

Работа над новым материалом.

  1. Проверка домашнего задания.

— Какой материал готовили дома к сегодняшнему уроку?

— Вспомним, какое мероприятие было посвящено в этом учебном году С.А.Есенину?

— Почему именно Есенину?

Б) Чтение стихотворения «Собака Качалова» наизусть.

В) Сравниваем 2 картины

— В.Д. Поленов «Ранний снег»

— Н.М. Ромадин «Село Хмелевка»

Г) Какие еще стихотворения Есенина Вы знаете? Кто сможет прочитать?

Влад – «Я по первому снегу бреду»

Никита – «Гори звезда моя не падай»

  1. Работа над новым материалом

Лучшие произведения запечатлели красоту родной русской природы, много поэт писал о любви к матери, к женщине.

А еще Есенин умел дружить и ценил дружбу, поэтому у него было много друзей. Один из них В.И.Качалов, актер, народный артист СССР, человек высокой культуры и огромного обаяния. Ему и его собаке Сергей Александрович посвятил стихотворение, над которым мы сегодня работали.

А Миша подготовил сообщение об истории создания этого произведения. (Чтение доклада)

  1. Физкультминутка
  2. Словарная работа

Бархатная шерсть, приятца, порука

а) Чтение стихотворения учителем

б) Ответы на вопросы

— В каком настроении поэт беседует с собакой?

— Как он с ней беседует?

— Кого подразумевает под словом «та»?

— Почему просит Джима лизнуть руку женщине?

Источник

Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».
план-конспект по русскому языку по теме

В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина

Скачать:

Вложение Размер
urok-issledovanie_po_tv-vu_esenina.rar 35.98 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.

Данный урок был проведён в рамках конкурса «Учмтель года» в 11 классе. Разработка содержит подробную карту урока и презентацию к нему.

Презентация сопровождает урок.

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобр.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом . ”.

Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащи.

Проектный урок-конкурс иллюстраций к стихотворениям Сергея ЕсенинаЦели:Предметные: знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, ум.

Источник

Читайте также:  Опухоль у собак шишки
Adblock
detector